АЛГОРИТМ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Алгоритм работы специалистов образовательных организаций по работе с детьми и взрослыми в кризисных ситуациях» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)
  4. Федеральный закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ (ред. от 02.04.2014, изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
  6. Указ президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  7. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 “Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации”
  8. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 в (ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3). Закон  Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».
  9. Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 827-КЗ «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае».
  10. Постановление главы администрации Краснодарского края от  4 апреля 2008 г. № 258 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении».

 

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы «Алгоритм работы специалистов образовательных организаций по работе с детьми и взрослыми в кризисных ситуациях» – формирование у педагогов-психологов образовательных организаций представление о психологии чрезвычайных и кризисных ситуаций и дать основы работы (алгоритмы действий) педагога-психолога по оказанию психологической помощи детям и взрослым в данных ситуациях.

Задачи обучения:

  1. формирование системы основных теоретических понятий в области психологии кризисных и чрезвычайных ситуации.
  2. определение особенностей этапов и методов работы (алгоритма) психолога в кризисных ситуациях.
  3. выявление специфики работы психолога с разными категориями людей: пострадавшими детьми, родственниками (родителями и законными представителями), специалистами образовательных организаций (педагоги).
  4. выявление специфики работы психолога с горем и потерей, с лицами с суицидальным поведением.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей в общеобразовательных организациях.

Программа дает возможность получить:

– системные психологические знания о формах и методах работы кризисного (мобильного) психолога при различных ситуациях;

– представление о возможностях диагностики, психологической коррекции и реабилитации;

– навыки выявления особенностей индивидуальных реакций людей на стресс;

– разработать программу психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми в период реабилитации.

 

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Алгоритм работы специалистов образовательных организаций по работе с детьми и взрослыми в кризисных ситуациях» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85 Образование

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 

Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Проводить реабилитационную работу с детьми и взрослыми в кризисных ситуациях
Характер умений оценивать тяжесть психоэмоционального состояния, связанного с суицидальным поведением; оценивать риск развития суицидального поведения; обосновать типы и классификацию экстремальных ситуаций. Формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации. Острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР); находить психологические подходы к проблеме; кризисных состояний и очертить зону своей компетенции как психолога; связать психологическую теорию и практику психологической помощи через категорию переживания; ориентироваться в практической работе служб кризисной психологической помощи.
Характер знаний структуру модели психологической помощи в экстренных и кризисных ситуациях, методы и формы работы психолога в данных ситуации и их содержание; теоретические основы причин деструктивного, суицидального поведения, определения категорий суицидального поведения, динамики развития и проявлений аутодеструктивного поведения и суицидальных намерений в любом возрасте; основы кризисной психологической помощи; прогностические критерии риска развития суицидальных намерений.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

По окончанию освоения программы обучающийся должен:

  • знать:
  • структуру модели психологической помощи в экстренных и кризисных ситуациях, методы и формы работы психолога в данных ситуации и их содержание;
  • теоретические основы причин деструктивного, суицидального поведения, определения категорий суицидального поведения, динамики развития и проявлений аутодеструктивного поведения и суицидальных намерений в любом возрасте;
  • основы кризисной психологической помощи;
  • прогностические критерии риска развития суицидальных намерений.
  • уметь:
  • оценивать тяжесть психоэмоционального состояния, связанного с суицидальным поведением;
  • оценивать риск развития суицидального поведения;
  • обосновать типы и классификацию экстремальных ситуаций. Формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации. Острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР);
  • находить психологические подходы к проблеме; кризисных состояний и очертить зону своей компетенции как психолога;
  • связать психологическую теорию и практику психологической помощи через категорию переживания;
  • ориентироваться в практической работе служб кризисной психологической помощи.
  • владеть:
  • алгоритмом работы в кризисной ситуации со всеми участниками образовательного пространства;
  • методами и формами психологической помощи психолога на разных этапах кризисной ситуации;
  • спецификой работы психолога с пострадавшими детьми и взрослыми;
  • достаточным запасом знаний и умений для проведения реабилитационных мер с детьми и взрослыми.

 

1.7 Категория слушателей

В качестве потребителей Программы рассматриваются педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных организаций.

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Алгоритм работы специалистов образовательных организаций по работе с детьми и взрослыми в кризисных ситуациях» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.