Деятельность педагога-психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность педагога-психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 444 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование”.
  6. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
    “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”.

 

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы является повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений в условиях реформирования системы дошкольного образования и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта ДО (далее – ФГОС).

Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:

– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов-психологов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

– обеспечение соответствия организуемой психолого-педагогической деятельности основным принципам ФГОС ДО;

– развитие педагогического мышления педагогов-психологов, их готовности к инновационной психолого-педагогической деятельности, способствующей обеспечению соответствующего уровня развития детей и их подготовки к школе.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность педагога психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является психолого-педагогическая работа с детьми в дошкольных образовательных организациях.

Объекты профессиональной деятельности:

– задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы в условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС ДО;

– коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.

Видами профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу, являются:

Коррекционно-педагогическая деятельность: коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода; планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики, выбор учебно-методического обеспечения.

Диагностико-консультативная деятельность: психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей; консультирование лиц, представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития ребенка.

1.4. Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность педагога-психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 
код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.11 Образование дошкольное
       85.12 Образование начальное общее
       85.13 Образование основное общее
       85.14 Образование среднее общее
       85.21 Образование профессиональное среднее
       85.22 Образование высшее
       85.23 Подготовка кадров высшей квалификации
        85.30 Обучение профессиональное
85.41 Образование дополнительное детей и взрослых
       85.42 Образование профессиональное дополнительное

 

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-му уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 
Показатели уровней квалификации Описание требований
 

Полномочия и ответственность

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
 

Характер умений

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
 

Характер знаний

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции:

– способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве;

– готовность совершенствовать всю речевую культуру;

– способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции;

– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;

– способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических норм;

– способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности.

Общепрофессиональные компетенции:

– готовность осознавать социальную значимость своей профессии, служащей мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

– готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;

– способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

– способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии.

Профессиональные компетенции в коррекционно-педагогической деятельности:

– способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся;

– готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования;

– готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей воспитанников;

– способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности.

Профессиональные компетенции в диагностико-консультативной деятельности:

– способность к проведению психолого-педагогического обследования обучающихся, анализ результатов обследования;

– способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;

– способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции в культурно-просветительской деятельности:

– способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к обучающимся.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– лиц, имеющих среднее профессиональное и/или высшее профессиональное образование по профилю программы;

– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Педагогическое образование» или в соответствующей области, (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность педагога-психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 час, согласно календарному учебному графику.