1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Область применения программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 544 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»» России от 20.05.2010 г.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
  7. Приказ Минтруда России № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.
  9. Приказ Минтруда России N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» от 10.01.2017 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406).

 

1.2 Цель реализации программы

Настоящая программа имеет целью формирование и (или) совершенствование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере управления дошкольным образованием.

В соответствии с указанной целью программа направлена на:

— обеспечение обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками по эффективному управлению дошкольной образовательной организацией в соответствии с тенденциями социально-экономического развития территории, на которой оно расположено;

— формирование у обучающихся соответствующих компетенций, позволяющих разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ на уровне дошкольного обучения.

Задачами программы повышения квалификации по направлению «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» являются:

— приобретение необходимых знаний по управлению в сфере дошкольного образования для принятия эффективных управленческих решений в организационной и операционной составляющих деятельности дошкольных образовательных организаций, с учетом специфики осуществляемой ими образовательной деятельности;

— приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы в области формирования и управления ресурсным потенциалом дошкольного образовательного учреждения;

— повышение конкурентного потенциала обучаемых на основе формирования у них навыков системного мышления и аналитических возможностей его реализации;

— развитие у обучаемых управленческих навыков, дающих возможность разрабатывать, оценивать и реализовать стратегию и тактику управления отдельно взятым дошкольным образовательным учреждением.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по направлению «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. ДПП содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности обучающихся является педагогическая и организационно-управленческая деятельность на уровне дошкольного образовательного учреждения.

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:

  1. Педагогическая деятельность:

— изучение возможностей, потребностей, достижений, обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

— организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

— организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

— использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий;

— осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

1.1 Педагогическая деятельность в области культурно-просветительской деятельности:

— изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

— организация культурного пространства;

— разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

— популяризация профессиональной области знаний общества.

  1. Организационно-управленческая деятельность:

— участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);

— участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

— планирование деятельности организации и подразделений;

— формирование организационной и управленческой структуры организаций;

— организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

— контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

— мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.

  1. Информационно-аналитическая деятельность:

— сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

— построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

— создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

— оценка эффективности проектов;

— подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

— оценка эффективности управленческих решений.

 

1.4 Виды экономической деятельности

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.11 Образование дошкольное

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 

Показатели уровней квалификации Описание требования
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне образовательной организации или ее отдельного подразделения.
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

По окончанию освоения программы, обучающиеся должны:

знать:

— способы проектной и инновационной деятельности в дошкольном образовании;

— способы пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

— правовые нормы реализации управленческой деятельности в сфере образования;

— сущность и структуру образовательных процессов;

— основные научные подходы к управлению, особенности традиционных и инновационных педагогических технологий образования дошкольников;

— способы формирования, развития и эффективности реализации личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств педагога и руководителя дошкольной образовательной организации;

— ценностные основы профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования;

— особенности и потенциал современной семьи;

— принципы, содержание, формы и методы организации взаимодействия ДОО и семьи;

— систему управления образовательным процессом и действиями коллектива сотрудников ДОО, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие организации;

уметь:

— принимать ответственность за процесс и результаты своей профессиональной деятельности;

— использовать современные научно обоснованные методы, приемы и средства управленческой деятельности, оценки личностных достижений детей, собственных способностей, склонностей к управленческой деятельности;

— анализировать позиции ученых и практиков по осуществлению управленческой деятельности;

— анализировать конкретные ситуации из практики управления образовательными учреждениями;

— выделять существующие проблемы, определять альтернативные пути их разрешения;

— использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

— планировать и осуществлять взаимодействие с социальными партнерами, коллегами, родителями воспитанников ДОО.

владеть:

необходимыми профессионально значимыми качествами личности, что, в свою очередь, способствует развитию личностной концепции специалиста «Я – профессионал»;

— навыками моделирования процессов взаимодействия с социальными партнерами, коллегами, родителями, с точки зрения этики менеджмента;

— основными профессионально-значимыми умениями и навыками в области организации деятельности и управления ДОУ;

— методами изучения и анализа педагогического процесса и педагогической деятельности.

 

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

— руководящих и педагогических работников сферы дошкольного образования;

— лиц, имеющих среднее профессиональное образование и/или высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в дошкольной образовательной организации;

— частных лиц, не имеющих профильного образования в сфере дошкольного образования.

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» составляет 70 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные дополнительной профессиональной программой повышения квалификации, могут быть следующие:

— с отрывом от работы;

— без отрыва от работы;

— с частичным отрывом от работы.

Допускается применение электронного обучения, электронных образовательных технологий и обучение в сетевой форме при наличии информационно-образовательной среды.

Сроки освоения программы повышения квалификации определяются формой обучения по программе, наличием сочетания форм обучения, использованием электронного обучения, электронных образовательных технологий, сетевой формы и/или договором с заказчиками на оказание образовательных услуг.