Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования естественнонаучной направленности

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1  Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования естественнонаучной направленности» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 5 мая 2018 г.
  7. Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования естественнонаучной направленности» является повышение профессиональной компетентности педагогов общего образования в условиях реформирования системы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:

– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС, что необходимо для понимания современной методологии личностно-ориентированного, дифференцированного, деятельностного, системного подходов к развитию и воспитанию каждого ребенка, а также для формирования собственной психолого-педагогической компетентности;

– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности.

Цель программы – формирование у учащихся мотивации к естественнонаучной деятельности.

Задачи  

Образовательные: расширение кругозора и повышение уровня естественнонаучных знаний учащихся.

Личностные: укрепление психического и физического здоровья учащихся; обеспечение социальной адаптации учащихся; привитие навыков здорового образа жизни.

Метапредметные: формирование познавательного интереса учащихся; выработка навыков естественнонаучной работы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей в образовательных организациях.

Объекты профессиональной деятельности:

– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей школьного возраста в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения ФГОС;

– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.

Эта программа рассчитана для первичного ознакомления педагогов с естественнонаучной деятельностью и получения естественнонаучных умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения педагогов в естественнонаучную деятельность.

Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования. Достижение цели программы зависит от количества и качества проведенных лабораторных работ и практических занятий.

 

1.4. Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования естественнонаучной направленности» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 
код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее
85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации.

 
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень

квалификации

наименование код уровень

(подуровень)

квалификации

А Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам*(3) 6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы А/01.6 6.1
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы А/02.6 6.1
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания*(4) А/03.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы А/04.6 6.1
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы А/05.6 6.2
В Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых В/01.6 6.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования В/02.6 6.3
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ В/03.6 6.3
С Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий С/01.6 6.2
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых С/02.6 6.3
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности С/03.6 6.3

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности, а именно:

– организация различных видов деятельности и общения детей;

– организация занятий по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности;

– взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;

– методическое обеспечение образовательного процесса.

По окончанию освоения программы обучающийся должен:

Знать: федеральное и региональное законодательство, правовые основы реализации ФГОС общего и дополнительного образования, основные направления и стратегические цели развития системы общего образования в РФ; особенности и специфику образовательной деятельности в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования; нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций); особенности и способы развития универсальных учебных действий в подростковом возрасте; критерии и содержание оценки метапредметных и личностных результатов учащихся, подбора и эффективного использования педагогического инструментария; целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей; современные педагогические технологии в образовательном процессе; принципы, условия и планируемые результаты реализации программы воспитания и социализации обучающихся; основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

Уметь: компетентно осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС общего образования на основе глубокого осмысления его теоретико-методологических основ; проектировать формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; рефлексировать уровень развития своих основных профессиональных компетенций и выявлять проблемы в своей профессиональной деятельности; реализовывать современные, в том числе интерактивные, форм и методов воспитательной работы, используя их во внеурочной деятельности; создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Владеть: формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты; навыками выстраивания перспектив профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего и дополнительного образования; методами преподавания и педагогического оценивания в соответствии с требованиями ФГОС общего и дополнительного образования; навыками постановки целей и задач педагогической деятельности в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами естественнонаучной направленности; технологиями реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на основе опыта разрешения педагогических ситуаций; навыками мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности; навыками обеспечения информационной основы образовательной деятельности.

В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями: строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Специальные компетенции: способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей школьного возраста; способность конструировать содержание образования и воспитания детей школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Профессиональные компетенции: способность реализовывать программы базовых и элективных курсов в работе с детьми разных возрастов; готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательной организации; способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; способность организовывать сотрудничество воспитанников.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– руководящих и педагогических работников общего и дополнительного образования;

– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования естественнонаучной направленности» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.