Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования социально-педагогической направленности

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования социально-педагогической направленности» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  1. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 5 мая 2018 г.
  6. Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

 

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования социально-педагогической направленности» является повышение профессиональной компетентности педагогов общего образования в условиях реформирования системы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:

– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС, что необходимо для понимания современной методологии личностно-ориентированного, дифференцированного, деятельностного, системного подходов к развитию и воспитанию каждого ребенка, а также для формирования собственной психолого-педагогической компетентности;

– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности.

Цель программы – формирование современных представлений, умений и навыков, необходимых для организации и эффективного осуществления социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования детей, подростов и молодежи.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является воспитание детей в образовательных организациях.

Объекты профессиональной деятельности:

– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания детей школьного возраста в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения ФГОС;

– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.

Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования. Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и других форм воспитания.

 

1.4. Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования социально-педагогической направленности» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 
код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее
85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации.

 

 
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень

квалификации

наименование код уровень

(подуровень)

квалификации

А Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам*(3) 6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы А/01.6 6.1
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы А/02.6 6.1
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания*(4) А/03.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы А/04.6 6.1
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы А/05.6 6.2
В Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых В/01.6 6.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования В/02.6 6.3
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ В/03.6 6.3
С Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий С/01.6 6.2
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых С/02.6 6.3
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности С/03.6 6.3

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности, а именно:

– организация различных видов деятельности и общения детей;

– организация занятий по дополнительным общеобразовательным программам социально-педагогической направленности;

– взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;

– методическое обеспечение образовательного процесса.

По окончанию освоения программы обучающийся должен:

Знать: федеральное и региональное законодательство, правовые основы реализации ФГОС общего и дополнительного образования, основные направления и стратегические цели развития системы общего образования в РФ; особенности и специфику образовательной деятельности в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования; особенности и способы развития универсальных учебных действий в подростковом возрасте; критерии и содержание оценки метапредметных и личностных результатов учащихся, подбора и эффективного использования педагогического инструментария; целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей; принципы, условия и планируемые результаты реализации программы воспитания и социализации обучающихся; основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

Уметь: компетентно осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС общего образования на основе глубокого осмысления его теоретико-методологических основ; проектировать формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; осуществлять консультирование родителей по психолого-педагогическим проблемам обучающегося; рефлексировать уровень развития своих основных профессиональных компетенций и выявлять проблемы в своей профессиональной деятельности; реализовывать современные, в том числе интерактивные, форм и методов воспитательной работы, используя их во внеурочной деятельности; создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Владеть: навыками выстраивания перспектив профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего и дополнительного образования; методами воспитания и педагогического воздействия в соответствии с требованиями ФГОС общего и дополнительного образования; навыками постановки целей и задач социально-педагогической деятельности в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами социально-педагогической направленности; технологиями реализации системно-деятельностного подхода в воспитании на основе опыта разрешения педагогических ситуаций; навыками мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности; навыками обеспечения информационной основы образовательной деятельности.

В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями: строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Специальные компетенции: способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей школьного возраста; способность конструировать содержание образования и воспитания детей школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Профессиональные компетенции: способность реализовывать программы базовых и элективных курсов в работе с детьми разных возрастов; готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательной организации; способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; способность организовывать сотрудничество воспитанников.

 

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– руководящих и педагогических работников общего и дополнительного образования;

– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования социально-педагогической направленности» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.