МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». от 10 января 2017 г.

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» является повышение профессиональной компетентности социальных педагогов общего образования в условиях реформирования системы среднего профессионального образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:

– осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации;

– своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся и родителям;

– принятие мер по социальной защите, помощи и поддержки обучающихся;

– профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья учащихся;

– координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, заменяющихся их), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся;

– профилактика работы с семьями «социального риска»;

– социальная диагностика семей и проблем учащихся;

– профилактика правонарушений среди подростков.

– психолого-педагогическое сопровождение учащихся, детей, состоящих на ВШК;

– осуществление контроля над посещаемостью учащихся;

– активизация работы с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи;

– профилактическая работа с семьями «социального риска»;

– внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся;

– социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является воспитание и сопровождение детей в СПО.

Объекты профессиональной деятельности: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей в условиях реформирования образования и внедрения ФГОС СПО; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам воспитания в рамках реализации ФГОС СПО.

 

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.21 Образование профессиональное среднее

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уроне подразделения или организации.
Характер умений Разработка, внедрение, контроль оценка и корректировка направленной профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

– профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

– защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

– организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

По окончанию освоения программы обучающийся должен:

  • знать:

– психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

– историю развития направлений и школ психологии; исторический контекст становления технологий, приемов и методик оказания психологической помощи населению;

– особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

– закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания; варианты развития при различных видах дизонтогенеза;

– структурные и динамические характеристики малой группы.

  • уметь:

– организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;

– организовывать и осуществлять контроль и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

– анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению и формированию универсальных учебных действий;

– оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями студентов.

– взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции;

– дифференцировать литературные и научные источники по их значимости для изучения истории развития психологии; анализировать и оценивать психологические теории возникновения и развития психики в фило- и онтогенезе.

  • владеть:

– навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; устойчивым и достаточным знанием исторического материала развития психологии как области знания для организации просвещения населения.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– социальных педагогов и психологов СПО;

– руководителей и методических работников СПО;

– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» составляет 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.