ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 -ФЗ «О персональных данных»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
  4. Приказ Минобрнауки России РФ от 12.04.2013г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
  5. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898)
  6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель) зарегистрировано в Минюсте России 123.2013 №30550).
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.

 

1.2 Цель реализации программы

Настоящая программа имеет целью формирование и совершенствование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере организации образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В соответствии с указанной целью программа направлена на:

– обеспечение обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками по эффективной организации образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО;

– формирование у обучающихся соответствующих компетенций, позволяющих разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ на уровне дошкольного образования.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по направлению «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. ДПК содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности обучающихся является педагогическая деятельность на уровне дошкольного образовательного учреждения.

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений, обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

1.4. Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.11 Образование дошкольное

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

Показатели уровней квалификации Описание требования
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне образовательной организации или ее отдельного подразделения.
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных.

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности, а именно:

– документационное обеспечение образовательного процесса;

– организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;

– организация различных видов деятельности и общения детей;

– организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

– взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;

– методическое обеспечение образовательного процесса.

В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:

Общие компетенции:

– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

– оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

– осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

– использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

– работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

– ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

– осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

– осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

– строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Общекультурные компетенции:

– знание правил публичного выступления;

– умение логически верно строить устную и письменную речь, использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности;

– владение культурой общения; культурой межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т.д.), различными способами вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в процесс педагогической работы с детьми;

– умение бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

– готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

– уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Специальные компетенции:

– способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста;

– способность конструировать содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Профессиональные компетенции:

– готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса на ступени дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;

– способность применять современные методы диагностирования достижений, обучающихся и воспитанников системы дошкольного образования, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации детей дошкольного возраста;

– способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

– способность организовывать сотрудничество воспитанников.

 

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– лиц, имеющих среднее профессиональное образование и/или высшее образование по направлениям подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в дошкольной образовательной организации;

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» составляет 36 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.