Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Методических рекомендаций Минобрнауки России от 21.04.2015 №ВК-1013/06 «О реализации дополнительных профессиональных программ».
  6. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 № 1598.
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599.
  8. Письма Министерства образования и науки РФ «Об организации работы по подготовке к введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» от 16.02.2015 № ВК-333/07.

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО» является повышение профессиональной компетентности педагогов общего образования в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:

– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС, что необходимо для понимания современной методологии личностно-ориентированного, дифференцированного, деятельностного, системного подходов к развитию и воспитанию каждого ребенка, а также для формирования собственной психолого-педагогической компетентности;

– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является создание специальных условий для образования учащихся с ОВЗ в образовательной организации предполагает, что предполагает осуществлять обучение лицами, владеющими знаниями и умениями в области специальной психологии и специальной педагогике, а также методиками преподавания учебных предметов.

Объекты профессиональной деятельности:

– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей школьного возраста в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения ФГОС;

– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.

 

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.14 Образование основное общее

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 

Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения предусматривают, что по его окончании обучающееся должны:

  • знать правовые нормы, регламентирующие деятельность в сфере образования обучающихся с ОВЗ;
  • знать современные направления коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ;
  • уметь применять действующие правовые нормы в сфере образования обучающихся с ОВЗ;
  • уметь проектировать содержание учащихся с ОВЗ;
  • уметь использовать образовательные и коррекционно-развивающие технологии, основывающиеся на системно-деятельностном подходе в работе с обучающимися с ОВЗ;
  • владеть алгоритмом разработки рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса, внеурочной деятельности;

– владеть навыком самоанализа урока с учетом требований ФГОС ОВЗ.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для учителей-предметников, реализующих АООП в соответствии с требованиями ФГОС ООО, а также учителей, реализующих АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО» составляет 72 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.