1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности преподавания учебной дисциплины «Химия» в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 в (ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3).
- Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
- Методических рекомендаций Минобрнауки России от 21.04.2015 №ВК-1013/06 «О реализации дополнительных профессиональных программ».
- Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениям приказ Минобрнауки России).
6.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-).
- Разъяснения ФГАУ ФИРО от 10.04.2014 г. по реализации образовательной программ среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требования ФГОС и профиля получаемого профессионального образования.
- Рекомендации Минобрнауки РФ от 17.03.2015 г. №06-259 по реализации образовательной программ среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требования ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
- ОБ УТОЧНЕНИИ Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.). Одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы «Особенности преподавания учебной дисциплины «Химия» в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» является формирование методологических и технологических компетенций в области преподавания учебной дисциплины «Химия» студентам СПО в соответствии с нормативными требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО.
Задачи обучения:
- Сформировать у слушателей методологические умения о структуре и содержании среднего общего образования (СОО), реализуемого в рамках СПО.
- Сформировать профессиональные умения в области применения современных образовательных технологий в деятельности преподавателя химии.
- Познакомить с современными организационно-педагогическими подходами к преподаванию учебной дисциплины «Химия».
- Повысить уровень владения трудовыми функциями, предусмотренными ПС «Педагог» – А/01.6; А/02.6; А/03.6; C/01.6; C/02.6
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности преподавания учебной дисциплины «Химия» в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей в средних профессиональных организациях.
Объекты профессиональной деятельности:
— задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей и внедрения ФГОС СПО;
— задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности преподавания учебной дисциплины «Химия» в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.2 | Образование профессиональное |
85.21 | Образование профессиональное среднее |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность |
Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы. Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы. Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена). Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии). Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения. Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП. Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП Планирование деятельности группы (курса) с участием обучающихся, их родителей (законных представителей), сотрудников образовательной организации, в том числе планирование досуговых и социально значимых мероприятий, включения студентов группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность Организационно-педагогическая поддержка формирования и деятельности органов самоуправления группы. Организационно-педагогическая поддержка общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов. Ведение документации группы. Организация взаимодействия членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения, воспитания, профессионально-личностного развития студентов Индивидуальное и групповое консультирование и организация мероприятий, обеспечивающих педагогическую поддержку личностного и профессионального самоопределения студентов. Проектирование совместно с коллегами, студентами и их родителями (законными представителями) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. |
Характер умений |
— организация учебные занятия;
— проектирование и организация самостоятельной работы студентов; — организация проектной деятельности студентов в СПО; — проведение текущей аттестации учащихся; — разработка КОС и КИМ; — осуществление функций сотрудника комиссии; — составление учебных программ; — проектирование методической деятельности; — проектирование учебных занятий; — составление сопутствующей учебной документации; — планирование учебно-воспитательной деятельности; — осуществление педагогической поддержки учащихся; — составление основных документов по воспитательной работе с учащимися; — проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в рамках учебной дисциплины «Химия». |
Характер знаний |
— виды современных образовательных технологий;
— типы самостоятельной работы студентов; — виды проектной деятельности в СПО; — виды аттестации учащихся; — структуру КОС и КИМ; — назначение итоговой аттестации учащихся; — структуру и требования к составлению учебных программ; — требования к методическому обеспечению учебной деятельности; — структуру учебных занятий; — сопутствующую учебную документацию; — способы планирования учебно-воспитательной деятельности; — основы педагогической поддержки учащихся; — основы педагогической поддержки учащихся; — основные документы по воспитательной работе с учащимися; — основы социально-педагогической поддержки учащихся — основы педагогического консультирования; — структуру индивидуального образовательного маршрута. |
1.6 Планируемые результаты обучения
По окончанию освоения программы обучающийся должен:
- знать:
— виды современных образовательных технологий;
— типы самостоятельной работы студентов;
— виды проектной деятельности в СПО;
— виды аттестации учащихся;
— структуру КОС и КИМ;
— назначение итоговой аттестации учащихся;
— структуру и требования к составлению учебных программ;
— требования к методическому обеспечению учебной деятельности;
— структуру учебных занятий;
— сопутствующую учебную документацию;
- уметь:
— организовывать учебные занятия;
— проектировать и организовывать самостоятельную работу студентов;
— организовывать проектную деятельность студентов в СПО;
— проводить текущую аттестацию учащихся;
— разрабатывать КОС и КИМ;
— осуществлять функции сотрудника комиссии;
— составлять учебные программы;
— проектировать методическую деятельность;
— проектировать учебные занятия;
— составлять сопутствующую учебную документацию;
— планировать учебно-воспитательную деятельность;
— осуществлять педагогическую поддержку учащихся;
— составлять основные документы по воспитательной работе с учащимися
— проектировать индивидуальный образовательный маршрут в рамках учебной дисциплины «Химия».
- владеть:
— основами социально-педагогической поддержки учащихся;
— основами педагогического консультирования.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
преподавателей общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла среднего профессионального образования.
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности преподавания учебной дисциплины «Химия» в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.