«Педагогическая деятельность в сфере общего и дополнительного образования» (520 ак. ч.)

Программа «Педагогическая деятельность в сфере общего и дополнительного образования» (520 ак. ч.)

Учебный план

Цель реализации программы

Основные цели вида профессиональной деятельности:

– оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

– организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

Слушатель готовится к следующим типам профессиональной деятельности:

– педагогический;

– проектный;

– методический;

– организационно-управленческий;

– культурно-просветительский;

– сопровождения.

В соответствии с ФГОС ВО от 22.02.2018 №121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» типы профессиональной деятельности, осваиваемые программой бакалавриата являются сквозными.  

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в сфере общего и дополнительного образования» связывает профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель) 18.10.2013 №544н и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 05.05.2018 №298н и ФГОС ВО.

Профессиональный стандарт ФГОС ВО
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование”  
Выбранная(ые) для освоения ОТФ или ТФ Тип задач профессиональной деятельности
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам педагогический; проектный; методический; организационно-управленческий; культурно-просветительский; сопровождения.
Трудовые действия или трудовые функции Универсальные компетенции Общепрофессиональные компетенции
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов, обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);  
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей; ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Планирование подготовки досуговых мероприятий ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Организация подготовки досуговых мероприятий ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Проведение досуговых мероприятий ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования) ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля) ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Область профессиональной деятельности

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности.

1. Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

– педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования;

– педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

2. Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых.

– преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;

– организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Категория слушателей

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Особые условия допуска к работе.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

– имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе переподготовки «Педагогическая деятельность в сфере среднего профессионального образования и высшего образования» составляет 520 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.