Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).

 

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы является повышение профессиональной компетентности педагогов общего образования в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:

– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС, что необходимо для понимания современной методологии личностно-ориентированного, дифференцированного, деятельностного, системного подходов к развитию и воспитанию каждого ребенка, а также для формирования собственной психолого-педагогической компетентности;

– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей в общеобразовательных организациях.

Объекты профессиональной деятельности:

– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей школьного возраста в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения ФГОС;

– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.

 

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

– организация различных видов деятельности и общения детей;

– организация занятий по основным общеобразовательным программам школьного образования;

– взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;

– методическое обеспечение образовательного процесса.

По окончанию освоения программы обучающийся должен:

  • знать:

– федеральное и региональное законодательство, правовые основы реализации ФГОС общего образования, основные направления и стратегические цели развития системы общего образования в РФ;

– особенности и специфику образовательной деятельности в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования;

– способы выявления учащихся с проблемами развития УУД, разработки индивидуальных программ коррекционного воздействия;

– особенности и способы развития универсальных учебных действий в подростковом возрасте;

– критерии и содержание оценки метапредметных и личностных результатов учащихся, подбора и эффективного использования педагогического инструментария;

– целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и социализации подростков;

– современные педагогические технологии в образовательном процессе;

– принципы, условия и планируемые результаты реализации программы воспитания и социализации обучающихся;

  • уметь:

– компетентно осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС общего образования на основе глубокого осмысления его теоретико-методологических основ;

– проектировать формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

– осуществлять консультирование родителей по психолого-педагогическим проблемам обучающегося;

– рефлексировать уровень развития своих основных профессиональных компетенций и выявлять проблемы в своей профессиональной деятельности;

  • владеть:

– навыками выстраивания перспектив профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования;

– методами преподавания и педагогического оценивания в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

– навыками постановки целей и задач педагогической деятельности в соответствии с основной образовательной программой основной и старшей школы;

– технологиями реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на основе опыта разрешения педагогических ситуаций;

– навыками мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности;

– навыками обеспечения информационной основы образовательной деятельности.

В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:

Общие компетенции:

– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

– оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

– осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

– использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

– работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

– ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

– осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

– строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Общекультурные компетенции:

– умение логически верно строить устную и письменную речь, использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности;

– владение культурой общения; культурой межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т.д.), различными способами вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в процессе педагогической работы с детьми;

– умение бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

– знание технологий построения публичного выступления, приемов привлечения и удержания внимания;

– уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Специальные компетенции:

– способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей школьного возраста;

– способность конструировать содержание образования и воспитания детей школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Профессиональные компетенции:

– способность реализовывать программы базовых и элективных курсов в работе с детьми разных возрастов;

– готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательной организации;

– способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

– способность организовывать сотрудничество воспитанников.

 

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций;

– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» составляет 144 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.