СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ» В НАЧАЛЬНОЙ, ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Область применения программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные технологии организации занятий по курсу «Шахматы» в начальной, основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

27.09.2010 № 966/1009«Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015 № 1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785).
  2. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 17.05.2018 № 47-13-9401/18 «О ведении обучения шахматам в образовательных организациях в 2018-2019 учебном году».

 

1.2 Цель реализации программы

Целью Программы является развитие общекультурных, юридических, профессиональных и специальных компетентностей педагогических работников начальной школы.

Обучение направлено на развитие общекультурных компетентностей. Педагогический работник:

  • познакомится с ролью и местом шахмат в мировой культуре;
  • узнает о выдающихся деятелях науки и искусства, высоко ценивших шахматы и умевших хорошо играть в них;
  • а также узнает о знаменитых шахматистах, достигших высот в области науки и искусства.

Обучение направлено на развитие юридических компетентностей.

Педагогический работник:

  • познакомится с законодательными и нормативными документами Министерства образования и науки;
  • изучит нормативные акты регионального органа образования.

Обучение направлено на развитие профессиональных компетентностей. Педагогический работник:

  • освоит принципы личностно-ориентированного обучения младших

школьников;

  • овладеет методикой тестирования младших школьников;
  • познакомится с технологией составления подгрупп учащихся с одинаковыми личностными характеристиками.

Обучение направлено на развитие специальных компетентностей в

области   шахматного образования. Педагогический работник:

  • научится играть в шахматы в объеме, достаточном для проведения занятий по курсу шахматного образования;
  • изучит технологию организации шахматных мероприятий в конкретном образовательном учреждении (организации);
  • пройдет тренинг по проведению шахматных турниров.

Обучение слушателей по данной Программе будет способствовать:

  • совершенствованию юридических компетентностей в части законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования и воспитания младших школьников;
  • внедрению федеральных государственных образовательных стандартов;
  • росту профессионального уровня, продуктивности и качества труда педагогических работников начальной школы;
  • повышению качества использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;
  • использованию в процессе обучения младших школьников современных методик развития личности ребёнка;
  • притоку в систему школьного дополнительного образования молодых

профессиональных кадров;

  • повышению уровня инновационной активности и творческой инициативы педагогических работников начальной школы;
  • широкому использованию современных образовательных методик и

технологий;

  • расширению диапазона и повышению доступности качественных образовательных ресурсов в сфере школьного дополнительного образования;
  • повышению качества и социального статуса школьного дополнительного образования;
  • укреплению триады «семья – ребенок – школа».

1.3 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные технологии организации занятий по курсу «Шахматы» в начальной, основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее

 

1.4 Планируемые результаты обучения

В результате освоения Программы педагогический работник должен приобрести следующие знания, выработать умения и овладеть навыками для совершенствования свей педагогической компетентности:

знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие общеобразовательную, развивающую познавательные способности и оздоровительную деятельность школьников; цели, задачи, структуру и основные понятия   шахматного образования школьников; современные тенденции развития   шахматного образования школьников; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках   шахматного образования школьников; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в теории шахмат и   шахматного образования школьников, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность; технологию проведения сеансов одновременной игры и проведения турниров по круговой системе.

уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии

с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования; разрабатывать авторские учебные программы по курсу   шахматного образования школьников; разрабатывать методические и дидактические материалы по курсу   шахматного образования младших школьников всех трех модулей (уровней обучения): Азбучные истины, Базовые истины и Заключительные истины; подбирать учебную и учебно-методическую литературу по шахматному образованию, рекомендовать школьникам (их родителям) дополнительные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в области   шахматного образования младших школьников; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов по курсу   шахматного образования школьников, в том числе – сеансы одновременной игры и турниры.

владеть: основами современных методик и технологиями   шахматного образования, в том числе методиками комплексного подхода к школьному дополнительному образованию, развитию познавательных способностей и становлению спортивных навыков у младших школьников; навыками использования системно – деятельностного, компетентностного подхода к обучению младших школьников по программе   шахматного образования; приемами и технологиями развития у младших школьников внимания, памяти, логического мышления, абстрактного воображения, познавательных интересов и потребностей; умениями применять методы и формы оценки образовательных достижений младших школьников; навыками создания социально-делового, творческого и психолого-

педагогического партнерства; приемами разыгрывания стандартных положений в миттельшпиле и эндшпиле.

 

1.5 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– педагогических работников общеобразовательных организаций;

– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.6 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные технологии организации занятий по курсу «Шахматы» в начальной, основной и средней школе в условиях реализации ФГОС»   составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.7 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.