Специалист по управлению персоналом

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  4. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от №691н. «Специалист по управлению персоналом», утвержденного 06.10.2015.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1461 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата)» от 14.11.2015 г.
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» от 06.10.2015 г.
  7. Приказ Росстандарта N 14-ст., от 31.01.2014 Версия классификатора ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), вступил в силу 11.06.16.

 

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы является приобретение новой квалификации, необходимой для эффективного осуществления нового вида профессиональной деятельности, формирование и (или) совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций для решения практических вопросов и основных задач управления персоналом.

В соответствии с указанной целью основными задачами реализации программы являются следующие:

  • формирование у слушателей знаний о влиянии рыночных условий и многообразие организационно-правовых форм предприятий на кадровую политику и процесс планирования персонала;
  • формирование знаний о влиянии психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников;
  • формирование практических навыков по найму, оценке, аудита и учета персонала, а также его профориентации, адаптации и аттестации;
  • развитие умений по регулированию трудовых отношений, управлению занятостью, организационной культурой, конфликтами и стрессами;
  • формирование знаний по развитию кадров посредством обучения, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку, стажировки, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управления кадровым резервом;
  • формирование теоретических знаний и практических навыков по мотивированию и стимулированию персонала;
  • формирование навыков по внедрению результатов психологических исследований в практику.
  • формирование умений и навыков проведения психологического консультирования и бизнес-тренинга.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является решение кадровых проблем в организации, максимальное задействование потенциала работника для достижения поставленной организацией целей.

 

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» относится к всем видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 
Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных.

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

По окончанию освоения программы обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

  1. Общекультурными компетенциями:
  • способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;
  • способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного взаимодействия;
  • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
  • способностью к самоорганизации и самообразованию

2.Общепрофессиональными компетенциями:

  • знанием основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации;
  • способностью анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации;
  • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения;
  • готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
  • способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты;
  • способностью осуществлять деловое общение (публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации);
  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

  3.Профессиональными компетенциями:

организационно-управленческая и экономическая деятельность:

  • знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике;
  • знанием основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике;
  • знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике;
  • знанием основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умение применять их на практике;
  • способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике;
  • знанием основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умением применять их на практике;
  • знанием целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владением навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала;
  • знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала;
  • знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;
  • знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры.

Информационно-аналитическая деятельность:

  • владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации;
  • владением навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и умением применять их на практике;
  • знанием основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных, стандартов в области управления персоналом, умением составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях);
  • владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала, навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области управления персоналом, а также навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала;
  • умением оценить эффективность аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала;
  • знанием основ оценки качества обучения, управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике;
  • знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике;
  • способностью применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации;
  • способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
  • владением методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом;
  • знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций.

Социально-психологическая деятельность:

  • владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации, способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации;
  • знанием основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике;
  • способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;
  • владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике, умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации;
  • владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовностью транслировать их своим коллегам, обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.

Проектная деятельность:

  • знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом, способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию инновационных проектов в области управления персоналом;
  • способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, знанием технологии преодоления локального сопротивления изменениям и умением использовать их на практике.
  • знать: современную теорию и практику управления персоналом в России и за рубежом; принципы разработки кадровой стратегии и политики в организации; современные правила и процедуры формирования службы управления персоналом на предприятии; основные подходы к оценке экономической и социальной эффективности деятельности службы управления персоналом.
  • уметь: определять количественную и качественную потребность в персонале; проводить оценку пригодности кандидатов на вакантные должности посредством применения различных методов отбора; разрабатывать и реализовывать мотивационную политику на предприятии; использовать различные методы организации, обучения и развития персонала; проводить оценку деятельности работников и планировать карьеру.
  • владеть: методами принятия обоснованных управленческих решений при разработке и обосновании кадровой политики организации; навыками использования современных методов и приемов анализа для изучения проблем управления персоналом, оценки эффективности кадровой работы.

 

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для: руководителей и специалистов подразделений управления кадрами и трудовыми отношениями; руководители и специалисты служб управления персоналом и кадровых служб; специалисты по управлению персоналом с небольшим опытом работы; лица, имеющие высшее образование и желающие получить дополнительное профессиональное образование для осуществления функций в области управления персоналом.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» составляет 256 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.