1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность педагога-психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 444 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование”.
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы является повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений в условиях реформирования системы дошкольного образования и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта ДО (далее – ФГОС).
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов-психологов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
– обеспечение соответствия организуемой психолого-педагогической деятельности основным принципам ФГОС ДО;
– развитие педагогического мышления педагогов-психологов, их готовности к инновационной психолого-педагогической деятельности, способствующей обеспечению соответствующего уровня развития детей и их подготовки к школе.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность педагога психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является психолого-педагогическая работа с детьми в дошкольных образовательных организациях.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы в условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС ДО;
– коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.
Видами профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу, являются:
Коррекционно-педагогическая деятельность:
– коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода;
– планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики, выбор учебно-методического обеспечения.
Диагностико-консультативная деятельность:
– психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей;
– консультирование лиц, представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития ребенка.
1.4. Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность педагога-психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
80.10.1 | дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) |
80.10.3 | дополнительное образование детей |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-му уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. |
Характер умений |
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний |
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
– способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве;
– готовность совершенствовать всю речевую культуру;
– способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции;
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;
– способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических норм;
– способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности.
Общепрофессиональные компетенции:
– готовность осознавать социальную значимость своей профессии, служащей мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
– готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;
– способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
– способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии.
Профессиональные компетенции в коррекционно-педагогической деятельности:
– способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся;
– готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования;
– готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей воспитанников;
– способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности.
Профессиональные компетенции в диагностико-консультативной деятельности:
– способность к проведению психолого-педагогического обследования обучающихся, анализ результатов обследования;
– способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
– способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции в культурно-просветительской деятельности:
– способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к обучающимся.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– лиц, имеющих среднее профессиональное и/или высшее профессиональное образование по профилю программы;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Педагогическое образование» или в соответствующей области, (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность педагога-психолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 час, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.