1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- 3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 544 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»» России от 20.05.2010 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
- Приказ Минтруда России № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.
- Приказ Минтруда России N 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания” от 10.01.2017 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406).
1.2 Цель реализации программы
Настоящая программа имеет целью формирование и (или) совершенствование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере управления дошкольным образованием.
В соответствии с указанной целью программа направлена на:
– обеспечение обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками по эффективному управлению дошкольной образовательной организацией в соответствии с тенденциями социально-экономического развития территории, на которой оно расположено;
– формирование у обучающихся соответствующих компетенций, позволяющих разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ на уровне дошкольного обучения.
Задачами программы повышения квалификации по направлению «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» являются:
– приобретение необходимых знаний по управлению в сфере дошкольного образования для принятия эффективных управленческих решений в организационной и операционной составляющих деятельности дошкольных образовательных организаций, с учетом специфики осуществляемой ими образовательной деятельности;
– приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы в области формирования и управления ресурсным потенциалом дошкольного образовательного учреждения;
– повышение конкурентного потенциала обучаемых на основе формирования у них навыков системного мышления и аналитических возможностей его реализации;
– развитие у обучаемых управленческих навыков, дающих возможность разрабатывать, оценивать и реализовать стратегию и тактику управления отдельно взятым дошкольным образовательным учреждением.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по направлению «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. ДПП содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности обучающихся является педагогическая и организационно-управленческая деятельность на уровне дошкольного образовательного учреждения.
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:
- Педагогическая деятельность:
– изучение возможностей, потребностей, достижений, обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
1.1 Педагогическая деятельность в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
– организация культурного пространства;
– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
– популяризация профессиональной области знаний общества.
- Организационно-управленческая деятельность:
– участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
– участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
– планирование деятельности организации и подразделений;
– формирование организационной и управленческой структуры организаций;
– организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
– контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
– мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.
- Информационно-аналитическая деятельность:
– сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
– построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
– создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
– оценка эффективности проектов;
– подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
– оценка эффективности управленческих решений.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.11 | Образование дошкольное |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требования |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне образовательной организации или ее отдельного подразделения. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
По окончанию освоения программы, обучающиеся должны:
знать:
– способы проектной и инновационной деятельности в дошкольном образовании;
– способы пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
– правовые нормы реализации управленческой деятельности в сфере образования;
– сущность и структуру образовательных процессов;
– основные научные подходы к управлению, особенности традиционных и инновационных педагогических технологий образования дошкольников;
– способы формирования, развития и эффективности реализации личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств педагога и руководителя дошкольной образовательной организации;
– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования;
– особенности и потенциал современной семьи;
– принципы, содержание, формы и методы организации взаимодействия ДОО и семьи;
– систему управления образовательным процессом и действиями коллектива сотрудников ДОО, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие организации;
уметь:
– принимать ответственность за процесс и результаты своей профессиональной деятельности;
– использовать современные научно обоснованные методы, приемы и средства управленческой деятельности, оценки личностных достижений детей, собственных способностей, склонностей к управленческой деятельности;
– анализировать позиции ученых и практиков по осуществлению управленческой деятельности;
– анализировать конкретные ситуации из практики управления образовательными учреждениями;
– выделять существующие проблемы, определять альтернативные пути их разрешения;
– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
– планировать и осуществлять взаимодействие с социальными партнерами, коллегами, родителями воспитанников ДОО.
владеть:
– необходимыми профессионально значимыми качествами личности, что, в свою очередь, способствует развитию личностной концепции специалиста «Я – профессионал»;
– навыками моделирования процессов взаимодействия с социальными партнерами, коллегами, родителями, с точки зрения этики менеджмента;
– основными профессионально-значимыми умениями и навыками в области организации деятельности и управления ДОУ;
– методами изучения и анализа педагогического процесса и педагогической деятельности.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– руководящих и педагогических работников сферы дошкольного образования;
– лиц, имеющих среднее профессиональное образование и/или высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в дошкольной образовательной организации;
– частных лиц, не имеющих профильного образования в сфере дошкольного образования.
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» составляет 70 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные дополнительной профессиональной программой повышения квалификации, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Допускается применение электронного обучения, электронных образовательных технологий и обучение в сетевой форме при наличии информационно-образовательной среды.
Сроки освоения программы повышения квалификации определяются формой обучения по программе, наличием сочетания форм обучения, использованием электронного обучения, электронных образовательных технологий, сетевой формы и/или договором с заказчиками на оказание образовательных услуг.