1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда в образовательной организации в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
- Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1087 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)”.
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы «Деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда в образовательной организации в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» является повышение профессиональной компетентности педагогических работников, а именно учителей-логопедов, учителей-дефектологов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
- Сформировать представления об основных технологиях коррекционной работы и нормативно-правовой базе образования обучающихся с ОВЗ.
- Расширить знания о клинико-психологических особенностях, особых образовательных потребностях и специальных условиях образования различных категорий, обучающихся с ОВЗ.
- Познакомить с современными подходами к организации дефектологической и логопедической помощи обучающимся с ОВЗ в соответствии с требованиями и ФГОС ОВЗ.
- Сформировать представления об особенностях проектирования нового содержания образования с использованием современных образовательных технологий, основывающихся на системно-деятельностном подходе к образованию обучающихся с ОВЗ.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда в образовательной организации в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей школьного возраста в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения ФГОС;
– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда в образовательной организации в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.13 | Образование основное общее |
85.14 | Образование среднее общее |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
- использование современных научных достижений в области специальной педагогики и специальной психологии для достижения результатов образования обучающимися с ОВЗ, предусмотренных ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- анализ условий и выбор наиболее оптимальных форм организации образования и моделей инклюзии с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- моделирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО;
разработка адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ.
По окончанию освоения программы обучающийся должен:
знать: содержания коррекционного образования в условиях реализации ФГОС и понимание современных проблем теории и практики деятельности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, работающих в образовательной сфере в условиях реализации ФГОС.
уметь: осмысленно применять действующие правовые нормы в сфере образования обучающихся с ОВЗ; использовать знания в области специальной педагогики и специальной психологии в коррекции развития лиц с ОВЗ.
владеть: традиционными и инновационными технологиями дефектологической, логопедической работы; навыками разработки коррекционных программ работы с детьми с ОВЗ.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для: учителей-дефектологов, учителей-логопедов образовательных учреждений.
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда в образовательной организации в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» составляет 144 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронного образовательные технологии.