1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 8 сентября 2015 г.
- Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы является повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в условиях реформирования системы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС, что необходимо для понимания современной методологии личностно-ориентированного, дифференцированного, деятельностного, системного подходов к развитию и воспитанию каждого ребенка, а также для формирования собственной психолого-педагогической компетентности;
– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности», реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей в организациях дополнительного образования.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей школьного возраста в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения ФГОС;
– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613н Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень
квалификации |
наименование | код | уровень
(подуровень) квалификации |
А | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам*(3) | 6 | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | А/01.6 | 6.1 |
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/02.6 | 6.1 | |||
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания*(4) | А/03.6 | 6.1 | |||
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | А/04.6 | 6.1 | |||
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/05.6 | 6.2 | |||
В | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | В/01.6 | 6.3 |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | В/02.6 | 6.3 | |||
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | В/03.6 | 6.3 | |||
С | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | С/01.6 | 6.2 |
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | С/02.6 | 6.3 | |||
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | С/03.6 | 6.3 |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
– организация различных видов деятельности и общения детей;
– организация занятий по дополнительным общеобразовательным программам художественно-эстетической направленности;
– взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;
– методическое обеспечение образовательного процесса.
По окончанию освоения программы обучающийся должен:
- знать:
– федеральное и региональное законодательство, правовые основы реализации ФГОС общего образования, основные направления и стратегические цели развития системы общего образования в РФ;
– особенности и специфику образовательной деятельности в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования;
– нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
– способы выявления учащихся с проблемами развития УУД, разработки индивидуальных программ коррекционного воздействия;
– особенности и способы развития универсальных учебных действий в подростковом возрасте;
– критерии и содержание оценки метапредметных и личностных результатов учащихся, подбора и эффективного использования педагогического инструментария;
– целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и социализации подростков;
– современные педагогические технологии в образовательном процессе;
– принципы, условия и планируемые результаты реализации программы воспитания и социализации обучающихся;
– основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
– социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
- уметь:
– компетентно осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС общего образования на основе глубокого осмысления его теоретико-методологических основ;
– проектировать формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
– осуществлять консультирование родителей по психолого-педагогическим проблемам обучающегося;
– рефлексировать уровень развития своих основных профессиональных компетенций и выявлять проблемы в своей профессиональной деятельности;
– реализовывать современные, в том числе интерактивные, форм и методов воспитательной работы, используя их во внеурочной деятельности;
– создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
- владеть:
– формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика;
– методами организации экскурсий;
– навыками выстраивания перспектив профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования;
– методами преподавания и педагогического оценивания в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
– навыками постановки целей и задач педагогической деятельности в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами художественно-эстетической направленности;
– технологиями реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на основе опыта разрешения педагогических ситуаций;
– навыками мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности;
– навыками обеспечения информационной основы образовательной деятельности.
В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Общие компетенции:
– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
– осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
– использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
– работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
– ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
– осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
– строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Общекультурные компетенции:
– умение логически верно строить устную и письменную речь, использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности;
– владение культурой общения; культурой межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т.д.), различными способами вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
– владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в процессе педагогической работы с детьми;
– умение бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
– знание технологий построения публичного выступления, приемов привлечения и удержания внимания;
– уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Специальные компетенции:
– способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей школьного возраста;
– способность конструировать содержание образования и воспитания детей школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Профессиональные компетенции:
– способность реализовывать программы базовых и элективных курсов в работе с детьми разных возрастов;
– готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательной организации;
– способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
– способность организовывать сотрудничество воспитанников.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– руководящих и педагогических работников общего и дополнительного образования;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эффективные методики преподавания программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.