1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 22.12.2009 г.
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций в условиях реформирования системы дошкольного образования.
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
– освоение профессиональными компетенциями инструкторов по физической культуре;
– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС ДО;
– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности, способствующей повышению качества дошкольного образования.
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является обучение применению современных технологий по реализации программ дошкольного образования.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения инструкторов по физической культуре в условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС ДО;
– воспитательно – образовательные системы.
Видами профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу, являются:
Педагогическая деятельность:
– планирование и организация воспитательно-образовательной работы в соответствии с образовательными программами дошкольного образования
Консультативная деятельность:
– консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития, воспитания и образования ребенка.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.11 | Образование дошкольное |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
– способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве;
– овладение профессиональными компетенциями в данной области;
– способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции;
– способность к коммуникации для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;
– способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических норм;
– способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности;
– готовность укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Общепрофессиональные компетенции:
– готовность осознавать социальную значимость своей профессии, служащей мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
– готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;
– способность осуществлять образовательный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
– способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии.
Профессиональные компетенции в педагогической деятельности:
– способность к рациональному выбору и реализации образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся;
– готовность к организации развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению педагогической деятельности в организациях образования;
– готовность к планированию воспитательно-образовательной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей воспитанников;
– способность к организации, совершенствованию и анализу собственной воспитательно – образовательной деятельности.
Профессиональные компетенции в физкультурно-оздоровительной деятельности:
– способность проводить работу по профилактике и оздоровлению воспитанников, приобщению их к здоровому образу жизни;
– способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, организациями образования с целью формирования и укрепления здоровья воспитанников.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее образование;
– лиц, получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» составляет 256 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.