1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Менеджмент в образовании» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.11.2014 N 1505
    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)».
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.

 

1.2 Цель реализации программы

Настоящая программа имеет целью формирование и (или) совершенствование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере управления образованием.

В соответствии с указанной целью программа направлена на:

— обеспечение обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками по эффективному управлению образовательной организацией в соответствии с тенденциями социально-экономического развития территории, на которой оно расположено;

— формирование у обучающихся соответствующих компетенций, позволяющих разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней обучения в соответствии с классификацией форм и типов образовательных учреждений.

Задачами дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» являются:

— приобретение необходимых знаний по управлению в сфере образования для принятия эффективных управленческих решений в организационной и операционной составляющих деятельности образовательных организаций, с учетом специфики осуществляемой ими образовательной деятельности;

— приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы в области формирования и управления ресурсным потенциалом образовательного учреждения;

— повышение конкурентного потенциала обучаемых на основе формирования у них навыков системного мышления и аналитических возможностей его реализации;

— развитие у обучаемых управленческих навыков, дающих возможность разрабатывать, оценивать и реализовать стратегию и тактику управления отдельно взятыми учебными и образовательными учреждениями.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Менеджмент в образовании» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:

  1. Организационно-управленческая деятельность:

— организация исполнения федерального законодательства, нормативно-правовых актов субъектов Федерации и муниципальных образований в сфере регулирования вопросов образования;

— разработка и реализация решений по управлению образованием;

— участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на отношения и процессы, возникающие в образовательной среде;

— участие в обеспечении рационального использования ресурсного потенциала учебного заведения;

— планирование деятельности организаций и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры в образовательной организации;

— организационно-административное обеспечение деятельности образовательных учреждений;

— организация контроля качества управленческих решений и осуществление административных процессов;

— обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов образовательных организаций.

  1. Информационно-методическая деятельность:

— документационное обеспечение деятельности образовательных организаций;

— сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся тенденциях в сфере развития образования;

— участие в информатизации деятельности образовательных учреждений;

— защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа соответствующим органам власти и гражданам к информации о деятельности образовательного учреждения в соответствии с положениями законодательства.

  1. Коммуникативная деятельность:

— участие в организации взаимодействия между работниками сферы образования;

— участие в разрешении конфликтов внутри образовательных организаций;

— участие в организации внутренних коммуникаций.

  1. Проектная деятельность:

— участие в разработке и реализация проектов учебных программ и планов;

— проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации программ и планов;

— оценка результатов проектной деятельности.

  1. Вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

— ведение делопроизводства и документооборота в образовательных учреждениях;

— осуществление действий (административных процедур), обеспечивающих предоставление образовательных услуг в соответствии с федеральным законодательством;

— обеспечение исполнения основных функций работников сферы образования.

  1. Организационно-регулирующая деятельность:

— участие в разработке и реализации управленческих решений, направленных на исполнение требований российского законодательства в части вопросов регулирования образовательной деятельности;

— участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности;

— участие в организации управления персоналом в сфере образования.

  1. Исполнительно-распорядительная деятельность:

— участие в обеспечении ведения делопроизводства и документооборота в образовательных организациях;

— участие в составлении планов и организации деятельности образовательных организаций;

— участие в осуществлении контроля качества управленческих решений, направленных на функционирование и развитие сферы образования;

— сбор, обработка информации и участие в информатизации деятельности соответствующих организаций.

 

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Менеджмент в образовании» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 
код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.11 Образование дошкольное
85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее
85.21 Образование профессиональное среднее
85.22 Образование высшее
85.41 Образование дополнительное детей и взрослых
85.42 Образование профессиональное дополнительное

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 
Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: управление образовательной организацией.

По окончанию освоения программы обучающийся должен:

  • знать: способы построения и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

— содержание отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области; состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты; основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров; правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;  основные методы решения задач образовательного менеджмента; основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента; основные типы организационных структур образовательного менеджмента.

  • уметь: исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы; использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность; составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем; использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами; организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием; выполнять анализ состояния существующей образовательной системы; составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;  выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.
  • владеть: навыками анализа и изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; навыками организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; умениями организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

— руководящих и педагогических работников сферы образования;

— лиц, имеющих среднее профессиональное образование и/или высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Менеджмент в образовании» составляет 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

— с отрывом от работы;

— без отрыва от работы;

— с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.