1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Менеджмент в образовании» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.11.2014 N 1505
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)”. - Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.
1.2 Цель реализации программы
Настоящая программа имеет целью формирование и (или) совершенствование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере управления образованием.
В соответствии с указанной целью программа направлена на:
– обеспечение обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками по эффективному управлению образовательной организацией в соответствии с тенденциями социально-экономического развития территории, на которой оно расположено;
– формирование у обучающихся соответствующих компетенций, позволяющих разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней обучения в соответствии с классификацией форм и типов образовательных учреждений.
Задачами дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» являются:
– приобретение необходимых знаний по управлению в сфере образования для принятия эффективных управленческих решений в организационной и операционной составляющих деятельности образовательных организаций, с учетом специфики осуществляемой ими образовательной деятельности;
– приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы в области формирования и управления ресурсным потенциалом образовательного учреждения;
– повышение конкурентного потенциала обучаемых на основе формирования у них навыков системного мышления и аналитических возможностей его реализации;
– развитие у обучаемых управленческих навыков, дающих возможность разрабатывать, оценивать и реализовать стратегию и тактику управления отдельно взятыми учебными и образовательными учреждениями.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Менеджмент в образовании» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:
- Организационно-управленческая деятельность:
– организация исполнения федерального законодательства, нормативно-правовых актов субъектов Федерации и муниципальных образований в сфере регулирования вопросов образования;
– разработка и реализация решений по управлению образованием;
– участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на отношения и процессы, возникающие в образовательной среде;
– участие в обеспечении рационального использования ресурсного потенциала учебного заведения;
– планирование деятельности организаций и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры в образовательной организации;
– организационно-административное обеспечение деятельности образовательных учреждений;
– организация контроля качества управленческих решений и осуществление административных процессов;
– обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов образовательных организаций.
- Информационно-методическая деятельность:
– документационное обеспечение деятельности образовательных организаций;
– сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся тенденциях в сфере развития образования;
– участие в информатизации деятельности образовательных учреждений;
– защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа соответствующим органам власти и гражданам к информации о деятельности образовательного учреждения в соответствии с положениями законодательства.
- Коммуникативная деятельность:
– участие в организации взаимодействия между работниками сферы образования;
– участие в разрешении конфликтов внутри образовательных организаций;
– участие в организации внутренних коммуникаций.
- Проектная деятельность:
– участие в разработке и реализация проектов учебных программ и планов;
– проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации программ и планов;
– оценка результатов проектной деятельности.
- Вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:
– ведение делопроизводства и документооборота в образовательных учреждениях;
– осуществление действий (административных процедур), обеспечивающих предоставление образовательных услуг в соответствии с федеральным законодательством;
– обеспечение исполнения основных функций работников сферы образования.
- Организационно-регулирующая деятельность:
– участие в разработке и реализации управленческих решений, направленных на исполнение требований российского законодательства в части вопросов регулирования образовательной деятельности;
– участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности;
– участие в организации управления персоналом в сфере образования.
- Исполнительно-распорядительная деятельность:
– участие в обеспечении ведения делопроизводства и документооборота в образовательных организациях;
– участие в составлении планов и организации деятельности образовательных организаций;
– участие в осуществлении контроля качества управленческих решений, направленных на функционирование и развитие сферы образования;
– сбор, обработка информации и участие в информатизации деятельности соответствующих организаций.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Менеджмент в образовании» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: управление образовательной организацией.
По окончанию освоения программы обучающийся должен:
- знать: способы построения и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– содержание отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области; состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты; основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров; правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования; основные методы решения задач образовательного менеджмента; основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента; основные типы организационных структур образовательного менеджмента.
- уметь: исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы; использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность; составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем; использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами; организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием; выполнять анализ состояния существующей образовательной системы; составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации; выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.
- владеть: навыками анализа и изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; навыками организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; умениями организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– руководящих и педагогических работников сферы образования;
– лиц, имеющих среднее профессиональное образование и/или высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Менеджмент в образовании» составляет 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.