1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности занятий по курсу «Шахматы» в дошкольной образовательной организации» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2010 № 966/1009«Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».
- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 17.05.2018 № 47-13-9401/18 «О ведении обучения шахматам в образовательных организациях в 2018-2019 учебном году».
1.2 Цель реализации программы
Целью Программы является развитие общекультурных и профессиональных и специальных компетентностей педагогических работников ДОУ.
- познакомится с ролью и местом шахмат в мировой культуре;
- узнает о выдающихся деятелях науки и искусства, высоко ценивших шахматы и умевших хорошо играть в них;
- а также узнает о знаменитых шахматистах, достигших высот в области науки и искусства.
- познакомится с законодательными и нормативными документами Министерства образования и науки;
- изучит нормативные акты регионального органа образования.
- освоит принципы личностно-ориентированного обучения младших
школьников;
- овладеет методикой тестирования младших школьников;
- познакомится с технологией составления подгрупп учащихся с одинаковыми личностными характеристиками.
- научится играть в шахматы в объеме, достаточном для проведения занятий по курсу шахматного образования;
- изучит технологию организации шахматных мероприятий в конкретном образовательном учреждении (организации);
- пройдет тренинг по проведению шахматных турниров.
- совершенствованию юридических компетентностей в части законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования и воспитания дошкольников;
- внедрению федеральных государственных образовательных стандартов;
- росту профессионального уровня, продуктивности и качества труда педагогических работников ДОУ;
- повышению качества использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;
- использованию в процессе обучения дошкольников современных методик развития личности ребёнка;
- притоку в систему дополнительного образования молодых профессиональных кадров;
- повышению уровня инновационной активности и творческой инициативы педагогических работников;
- широкому использованию современных образовательных методик и технологий;
- расширению диапазона и повышению доступности качественных образовательных ресурсов в сфере школьного дополнительного образования;
- повышению качества и социального статуса дополнительного образования.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности обучающихся является педагогическая на уровне дошкольного образовательного учреждения.
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений, обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
– изучение и формирование потребностей детей и в культурно-просветительской деятельности;
– организация культурного пространства.
1.4. Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности занятий по курсу «Шахматы» в дошкольной образовательной организации» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.11 | Образование дошкольное |
1.5 Уровень квалификации
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалифи- кации |
наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | 6 | Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы. | А/01.6 | 6.1 |
А | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | 6 | Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. | А/02.6 | 6.1 |
А |
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | 6 | Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы |
А/04.6 |
6.1 |
1.6 Планируемые результаты обучения
В результате освоения Программы педагогический работник должен приобрести следующие знания, выработать умения и овладеть навыками для совершенствования свей педагогической компетентности:
знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие общеобразовательную, развивающую познавательные способности и оздоровительную деятельность дошкольников; цели, задачи, структуру и основные понятия шахматного образования дошкольников; современные тенденции развития шахматного образования дошкольников; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках шахматного образования дошкольников; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в теории шахмат и шахматного образования дошкольников, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность; технологию проведения сеансов одновременной игры и проведения турниров по круговой системе.
уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования; разрабатывать авторские учебные программы по курсу шахматного образования дошкольников; разрабатывать методические и дидактические материалы по курсу шахматного образования дошкольников всех трех модулей (уровней обучения): Азбучные истины, Базовые истины и Заключительные истины; подбирать учебную и учебно-методическую литературу по шахматному образованию; рекомендовать дошкольникам (их родителям) дополнительные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в области шахматного образования дошкольников; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов по курсу шахматного образования дошкольников, в том числе – сеансы одновременной игры и турниры.
владеть: основами современных методик и технологиями шахматного образования, в том числе методиками комплексного подхода к дошкольному дополнительному образованию, развитию познавательных способностей и становлению спортивных навыков у дошкольников; навыками использования системно-деятельностного, компетентностного подхода к обучению дошкольников по программе шахматного образования; приемами и технологиями развития у дошкольников внимания, памяти, логического мышления, абстрактного воображения, познавательных интересов и потребностей; умениями применять методы и формы оценки образовательных достижений дошкольников; навыками создания социально-делового, творческого и психолого-педагогического партнерства; приемами разыгрывания стандартных положений в миттельшпиле и эндшпиле.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– педагогических работников общеобразовательных организаций;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации составляет 36 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.