1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». от 10 января 2017 г.
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» является повышение профессиональной компетентности социальных педагогов общего образования в условиях реформирования системы среднего профессионального образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
– осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации;
– своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся и родителям;
– принятие мер по социальной защите, помощи и поддержки обучающихся;
– профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья учащихся;
– координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, заменяющихся их), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся;
– профилактика работы с семьями «социального риска»;
– социальная диагностика семей и проблем учащихся;
– профилактика правонарушений среди подростков.
– психолого-педагогическое сопровождение учащихся, детей, состоящих на ВШК;
– осуществление контроля над посещаемостью учащихся;
– активизация работы с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи;
– профилактическая работа с семьями «социального риска»;
– внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся;
– социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является воспитание и сопровождение детей в СПО.
Объекты профессиональной деятельности: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей в условиях реформирования образования и внедрения ФГОС СПО; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам воспитания в рамках реализации ФГОС СПО.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.21 | Образование профессиональное среднее |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уроне подразделения или организации. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль оценка и корректировка направленной профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
– профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
– защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
– организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
По окончанию освоения программы обучающийся должен:
- знать:
– психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;
– историю развития направлений и школ психологии; исторический контекст становления технологий, приемов и методик оказания психологической помощи населению;
– особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
– закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания; варианты развития при различных видах дизонтогенеза;
– структурные и динамические характеристики малой группы.
- уметь:
– организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
– организовывать и осуществлять контроль и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
– анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению и формированию универсальных учебных действий;
– оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями студентов.
– взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции;
– дифференцировать литературные и научные источники по их значимости для изучения истории развития психологии; анализировать и оценивать психологические теории возникновения и развития психики в фило- и онтогенезе.
- владеть:
– навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; устойчивым и достаточным знанием исторического материала развития психологии как области знания для организации просвещения населения.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– социальных педагогов и психологов СПО;
– руководителей и методических работников СПО;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методические особенности работы социального педагога в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» составляет 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.