1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности занятий по курсу «Шахматы» в дошкольной образовательной организации» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2010 № 966/1009 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2018 г.     N 50362 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
  9. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 17.05.2018 № 47-13-9401/18 «О ведении обучения шахматам в образовательных организациях в 2018-2019 учебном году».

 

1.2 Цель реализации программы

Целью Программы является развитие общекультурных и профессиональных и специальных компетентностей педагогических работников ДОУ.

  • познакомится с ролью и местом шахмат в мировой культуре;
  • узнает о выдающихся деятелях науки и искусства, высоко ценивших шахматы и умевших хорошо играть в них;
  • а также узнает о знаменитых шахматистах, достигших высот в области науки и искусства.
  • познакомится с законодательными и нормативными документами Министерства образования и науки;
  • изучит нормативные акты регионального органа образования.
  • освоит принципы личностно-ориентированного обучения младших

школьников;

  • овладеет методикой тестирования младших школьников;
  • познакомится с технологией составления подгрупп учащихся с одинаковыми личностными характеристиками.
  • научится играть в шахматы в объеме, достаточном для проведения занятий по курсу шахматного образования;
  • изучит технологию организации шахматных мероприятий в конкретном образовательном учреждении (организации);
  • пройдет тренинг по проведению шахматных турниров.
  • совершенствованию юридических компетентностей в части законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования и воспитания дошкольников;
  • внедрению федеральных государственных образовательных стандартов;
  • росту профессионального уровня, продуктивности и качества труда педагогических работников ДОУ;
  • повышению качества использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;
  • использованию в процессе обучения дошкольников современных методик развития личности ребёнка;
  • притоку в систему дополнительного образования молодых профессиональных кадров;
  • повышению уровня инновационной активности и творческой инициативы педагогических работников;
  • широкому использованию современных образовательных методик и технологий;
  • расширению диапазона и повышению доступности качественных образовательных ресурсов в сфере школьного дополнительного образования;
  • повышению качества и социального статуса дополнительного образования.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности обучающихся является педагогическая на уровне дошкольного образовательного учреждения.

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:

— изучение возможностей, потребностей, достижений, обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

— организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

— организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

— использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий;

— осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

— изучение и формирование потребностей детей и в культурно-просветительской деятельности;

— организация культурного пространства.

 

1.4. Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методические особенности занятий по курсу «Шахматы» в дошкольной образовательной организации» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.11                           Образование дошкольное

 

1.5 Уровень квалификации

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалифи-
кации
наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 6 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы. А/01.6 6.1
А Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 6 Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. А/02.6 6.1
 

А

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 6 Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы  

А/04.6

 

6.1

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В результате освоения Программы педагогический работник должен приобрести следующие знания, выработать умения и овладеть навыками для совершенствования свей педагогической компетентности:

знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие общеобразовательную, развивающую познавательные способности и оздоровительную деятельность дошкольников;
  • цели, задачи, структуру и основные понятия шахматного образования дошкольников;
  • современные тенденции развития шахматного образования дошкольников;
  • современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках шахматного образования дошкольников;
  • особенности применения и ожидаемые результаты при использовании

современных технологий в теории шахмат и   шахматного образования дошкольников, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность;

  • технологию проведения сеансов одновременной игры и проведения турниров по круговой системе.

уметь:

  • актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования;
  • разрабатывать авторские учебные программы по курсу шахматного образования дошкольников;
  • разрабатывать методические и дидактические материалы по курсу шахматного образования дошкольников всех трех модулей (уровней обучения): Азбучные истины, Базовые истины и Заключительные истины;
  • подбирать учебную и учебно-методическую литературу по шахматному образованию,
  • рекомендовать дошкольникам (их родителям) дополнительные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в области шахматного образования дошкольников;
  • организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов по курсу шахматного образования дошкольников, в том числе – сеансы одновременной игры и турниры.

владеть:

  • основами современных методик и технологиями шахматного образования, в том числе методиками комплексного подхода к дошкольному дополнительному образованию, развитию познавательных способностей и становлению спортивных навыков у дошкольников;
  • навыками использования системно-деятельностного, компетентностного подхода к обучению дошкольников по программе шахматного образования;
  • приемами и технологиями развития у дошкольников внимания,

памяти, логического мышления, абстрактного воображения, познавательных интересов и потребностей;

  • умениями применять методы и формы оценки образовательных достижений дошкольников;
  • навыками создания социально-делового, творческого и психолого-педагогического партнерства;
  • приемами разыгрывания стандартных положений в миттельшпиле и эндшпиле.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

— педагогических работников общеобразовательных организаций;

— лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации   составляет 36 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

— с отрывом от работы;

— без отрыва от работы;

— с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.