1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 -ФЗ «О персональных данных»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
- Приказ Минобрнауки России РФ от 12.04.2013г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898)
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель) зарегистрировано в Минюсте России 123.2013 №30550).
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.
1.2 Цель реализации программы
Настоящая программа имеет целью формирование и совершенствование у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере организации образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с указанной целью программа направлена на:
– обеспечение обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками по эффективной организации образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО;
– формирование у обучающихся соответствующих компетенций, позволяющих разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ на уровне дошкольного образования.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по направлению «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. ДПК содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности обучающихся является педагогическая деятельность на уровне дошкольного образовательного учреждения.
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений, обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
1.4. Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.11 | Образование дошкольное |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требования |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне образовательной организации или ее отдельного подразделения. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных.
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности, а именно:
– документационное обеспечение образовательного процесса;
– организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
– организация различных видов деятельности и общения детей;
– организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
– взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;
– методическое обеспечение образовательного процесса.
В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Общие компетенции:
– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
– осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
– использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
– работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
– ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
– осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
– осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
– строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Общекультурные компетенции:
– знание правил публичного выступления;
– умение логически верно строить устную и письменную речь, использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности;
– владение культурой общения; культурой межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т.д.), различными способами вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
– владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в процесс педагогической работы с детьми;
– умение бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
– готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
– уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Специальные компетенции:
– способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста;
– способность конструировать содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Профессиональные компетенции:
– готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса на ступени дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
– способность применять современные методы диагностирования достижений, обучающихся и воспитанников системы дошкольного образования, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации детей дошкольного возраста;
– способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
– способность организовывать сотрудничество воспитанников.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– лиц, имеющих среднее профессиональное образование и/или высшее образование по направлениям подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в дошкольной образовательной организации;
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» составляет 36 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.