1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 в (ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3).
  2. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
  3. Методических рекомендаций Минобрнауки России от 21.04.2015 №ВК-1013/06 «О реализации дополнительных профессиональных программ».
  4. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 № 1598.
  5. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599.

 

1.2 Цель реализации программы

Основной целью реализации программы «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» является формирование представлений о методологических основах, условиях и технологиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

Задачи обучения:

  1. Сформировать представления о методологических основах Стандартов и нормативно-правовой базе образования обучающихся с ОВЗ.
  2. Расширить знания о клинико-психологических особенностях, особых образовательных потребностях и специальных условиях образования различных категорий, обучающихся с ОВЗ.
  3. Познакомить с современными подходами к организации дифференцированного и инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Стандартов.
  4. Сформировать компетенции у слушателей по разработке вариантов АООП, программ формирования универсальных (базовых) учебных действий, выбору оптимальных моделей организации образования и комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является

— проектирование и организация своей деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;

— использование современных научных достижений в области специальной педагогики и специальной психологии для достижения результатов образования, предусмотренных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;

— анализ условий и выбор наиболее оптимальных форм организации образования и моделей инклюзии с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

— моделирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;

— разработка вариантов адаптированной основной образовательной программы (АООП) на основе примерных АООП для каждой категории обучающихся с ОВЗ;

— проектирование нового содержания образования с использованием современных образовательных технологий, основывающихся на системно-деятельностном подходе к образованию обучающихся с ОВЗ.

 

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.12 Образование начальное общее

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 

Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • сформированность знаний у слушателей о правовых нормах, регламентирующих деятельность в сфере образования обучающихся с ОВЗ;
  • готовность к осмысленному применение действующих правовых норм в сфере образования в различных условиях реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
  • расширение знаний у слушателей в области специальной педагогики и специальной психологии, а также представлений о современных научных достижениях в реабилитации и коррекции развития лиц с ОВЗ;
  • сформированность представлений о моделях инклюзивного образования и выборе наиболее оптимальной для конкретного обучающегося с ОВЗ формы получения образования;
  • сформированность умений организовывать образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ и проектировать ее содержание с учетом условий, определяемых ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
  • сформированность профессиональных компетентностей по использованию образовательных технологий, основывающихся на системно-деятельностном подходе к обучению, воспитанию и коррекции развития обучающихся с ОВЗ.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для учителей начальных классов, руководящих и педагогические работники государственных бюджетных и муниципальных образовательных учреждений, а также специалисты муниципальных методических служб.

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

— с отрывом от работы;

— без отрыва от работы;

— с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.