1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация работы педагога-психолога дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 22.12.2009 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
“Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575). - Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 122
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование” (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50364).
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы является деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
– способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
– способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация работы педагога-психолога дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является психолого-педагогическая работа с детьми в дошкольных образовательных организациях.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы в условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС ДО;
– коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация работы педагога-психолога дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.11 | Образование дошкольное |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 7-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений |
Характер умений | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий |
Характер знаний | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
Виды деятельности | Трудовые
действия |
Общепрофессиональные компетенции/Универсальные компетенции | Умения | Знания |
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса | Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ;
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся |
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования; Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ; Профессиональная этика; Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка; Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности; Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– лиц, имеющих среднее профессиональное и/или высшее профессиональное образование по профилю программы;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Педагогика и психология» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация работы педагога-психолога дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.