1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности коррекционной работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1087 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 22.12.2009 г.
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы является повышение профессиональной компетентности педагогов-логопедов дошкольных образовательных учреждений в условиях реформирования системы дошкольного образования и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта ДО (далее – ФГОС).
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов-дефектологов (логопедов), повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС ДО;
– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности, способствующей обеспечению усвоения письменной речи и формированию звуковой стороны речи дошкольников, что необходимо для воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формой речи.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности коррекционной работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является обучение правильной дикции детей в образовательных дошкольных организациях.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения детей дошкольного возраста, а также коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы в условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС ДО;
– коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.
Видами профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу, являются:
Коррекционно-педагогическая деятельность:
– коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода;
– планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики, выбор учебно-методического обеспечения.
Диагностико-консультативная деятельность:
– психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей;
– консультирование лиц, представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития ребенка.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности коррекционной работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.11 | Образование дошкольное |
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 3-му уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность |
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность. |
Характер умений |
Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. |
Характер знаний |
Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
– способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве;
– готовность совершенствовать свою речевую культуру;
– способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции;
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;
– способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических норм;
– способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности;
– готовность укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
– способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
Общепрофессиональные компетенции:
– готовность осознавать социальную значимость своей профессии, служащей мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
– готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;
– способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
– способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии.
Профессиональные компетенции в коррекционно-педагогической деятельности:
– способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучающимся;
– готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования;
– готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей воспитанников;
– способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности.
Профессиональные компетенции в диагностико-консультативной деятельности:
– способность к проведению психолого-педагогического обследования обучающихся, анализ результатов обследования;
– способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
– способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции в культурно-просветительской деятельности:
– способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию обучающихся, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры;
– способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к обучающимся.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по профилю программы;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности коррекционной работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.