1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС УО» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Методических рекомендаций Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года №ВК-1013/06 «О реализации дополнительных профессиональных программ».
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 года № 1598.
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599.
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС УО» повышение уровня профессиональных компетенций в области управления, методологии и технологий специального образования, необходимых для осуществления трудовых функций, связанных с обучением учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС УО.
1.3 Область профессиональной деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС УО» коррекция поведения; стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться, или же в приобретении профессиональных навыков.
Воспитание у этих детей правильного отношения и способности к обучению, положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активности, формирование адекватной самооценки и коммуникативных навыков.
1.4. Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС УО» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.13 | Образование основное общее |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты обучения предусматривают, что по его окончании обучающееся должны:
Знать:
– правовые нормы, регламентирующие деятельность в сфере образования обучающихся с ОВЗ;
– современные направления коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ и УО.
Уметь:
– применять действующие правовые нормы в сфере образования обучающихся с ОВЗ и УО;
– проектировать содержание учащихся с ОВЗ и УО;
– использовать образовательные и коррекционно-развивающие технологии, основывающиеся на системно-деятельностном подходе в работе с обучающимися с ОВЗ и УО.
Владеть:
– алгоритмом разработки рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса, внеурочной деятельности;
– навыком самоанализа урока с учетом требований ФГОС ОВЗ и ФГОС УО.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование или в области, соответствующей профилю подготовки (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС УО» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.