1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного профессионального образования» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

1.Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  1. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 «Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 04.12.2015 г.
  5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель) зарегистрировано в Минюсте России 06.123.2013 №30550).
  6. Приказ Минздравсоцразвития России № 761-н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26.08.2010 г.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ № 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников» от 15.01.2013 г.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» от 09.10.2013 г.
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 05.09.2018 г.

 

1.2 Цель реализации программы

Настоящая программа имеет целью организацию деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций, создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В соответствии с указанной целью программа направлена на:

— обеспечение обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками по эффективному осуществлению преподавательской деятельности в сфере дополнительного образования детей и взрослых;

— формирование у обучающихся соответствующих профессиональных навыков, позволяющих разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней обучения.

Задачами дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного профессионального образования» являются:

— организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

— создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

— обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного профессионального образования» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности:

  1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам:

— организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;

— организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;

— обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, усваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;

— педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;

— разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

  1. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:

— организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;

— организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;

— мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

  1. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:

— организация и проведение массовых досуговых мероприятий;

— организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;

— организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

1.4 Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного профессионального образования» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 
код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.41 Образование дополнительное детей и взрослых
85.42 Образование профессиональное дополнительное

 

1.5 Уровень квалификации

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.

 
Показатели уровней квалификации Описание требований
Полномочия и ответственность Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне образовательной организации или ее отдельного подразделения.
Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных.

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать:

  1. Трудовыми действиями:

— набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе;

— отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии);

— организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях;

— консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

— текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях;

— разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.

  1. Необходимыми умениями:

— осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования;

— готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы;

— понимать мотивы учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей – и их родителей (законных представителей));

— набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваемовой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);

— диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

— использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);

— проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта);

— готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы);

— создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы;

— проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;

— контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и само страховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности);

— выполнять требования охраны труда;

— анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности;

— взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики.

  1. Необходимыми знаниями:

— основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях;

— принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы;

— техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;

— техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы);

— федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ в избранной области (при наличии);

— характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;

— электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся;

— психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, электронных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;

— особенности и организацию педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;

— основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам;

— основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;

— профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеобразовательным программам);

— теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта);

— теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств);

— особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся;

— особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфику работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

— методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;

— источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

— педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ;

— правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения;

— требования охраны труда в избранной области деятельности;

— требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);

— нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные.

 

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

— преподавателей по программам дополнительного обучения;

— преподавателей, педагогов дополнительного образования;

— тренеров-преподавателей по спорту;

— частных лиц, не имеющих профильного образования в сфере дополнительного образования;

— лиц, имеющих среднее профессиональное образование, высшее образование.

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного профессионального образования» составляет 256 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

— с отрывом от работы;

— без отрыва от работы;

— с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.