Программа «Педагогическая деятельность в сфере общего и дополнительного образования» (520 ак. ч.)
Учебный план
Цель реализации программы
Основные цели вида профессиональной деятельности:
– оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
– организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Слушатель готовится к следующим типам профессиональной деятельности:
– педагогический;
– проектный;
– методический;
– организационно-управленческий;
– культурно-просветительский;
– сопровождения.
В соответствии с ФГОС ВО от 22.02.2018 №121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» типы профессиональной деятельности, осваиваемые программой бакалавриата являются сквозными.
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в сфере общего и дополнительного образования» связывает профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель) 18.10.2013 №544н и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 05.05.2018 №298н и ФГОС ВО.
Профессиональный стандарт | ФГОС ВО |
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
“Об утверждении профессионального стандарта “Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” | Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование” |
Выбранная(ые) для освоения ОТФ или ТФ | Тип задач профессиональной деятельности |
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | педагогический; проектный; методический; организационно-управленческий; культурно-просветительский; сопровождения. |
Трудовые действия или трудовые функции | Универсальные компетенции Общепрофессиональные компетенции |
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира | ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития | ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; |
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов, обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения | УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах); |
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения | ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. | ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе | УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) | УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях | ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей; ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; |
Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях | ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Планирование подготовки досуговых мероприятий | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Организация подготовки досуговых мероприятий | ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
Проведение досуговых мероприятий | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей | ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) | ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки | ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования) | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля) | ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Область профессиональной деятельности
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности.
1. Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
– педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования;
– педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
2. Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых.
– преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;
– организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Категория слушателей
Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Особые условия допуска к работе.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
– имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе переподготовки «Педагогическая деятельность в сфере среднего профессионального образования и высшего образования» составляет 520 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.