1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы является повышение профессиональной компетентности педагогов общего образования в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
– совершенствование (модернизация) профессиональной деятельности педагогов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
– обеспечение соответствия организуемой педагогической деятельности основным принципам ФГОС, что необходимо для понимания современной методологии личностно-ориентированного, дифференцированного, деятельностного, системного подходов к развитию и воспитанию каждого ребенка, а также для формирования собственной психолого-педагогической компетентности;
– развитие педагогического мышления педагогов, их готовности к инновационной педагогической деятельности.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей в общеобразовательных организациях.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей школьного возраста в условиях реформирования системы основного общего и среднего общего образования, и внедрения ФГОС;
– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.13 | Образование основное общее |
85.14 | Образование среднее общее |
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
– организация различных видов деятельности и общения детей;
– организация занятий по основным общеобразовательным программам школьного образования;
– взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации;
– методическое обеспечение образовательного процесса.
По окончанию освоения программы обучающийся должен:
- знать:
– федеральное и региональное законодательство, правовые основы реализации ФГОС общего образования, основные направления и стратегические цели развития системы общего образования в РФ;
– особенности и специфику образовательной деятельности в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования;
– способы выявления учащихся с проблемами развития УУД, разработки индивидуальных программ коррекционного воздействия;
– особенности и способы развития универсальных учебных действий в подростковом возрасте;
– критерии и содержание оценки метапредметных и личностных результатов учащихся, подбора и эффективного использования педагогического инструментария;
– целевые ориентиры духовно-нравственного развития, воспитания и социализации подростков;
– современные педагогические технологии в образовательном процессе;
– принципы, условия и планируемые результаты реализации программы воспитания и социализации обучающихся;
- уметь:
– компетентно осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС общего образования на основе глубокого осмысления его теоретико-методологических основ;
– проектировать формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
– осуществлять консультирование родителей по психолого-педагогическим проблемам обучающегося;
– рефлексировать уровень развития своих основных профессиональных компетенций и выявлять проблемы в своей профессиональной деятельности;
- владеть:
– навыками выстраивания перспектив профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования;
– методами преподавания и педагогического оценивания в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
– навыками постановки целей и задач педагогической деятельности в соответствии с основной образовательной программой основной и старшей школы;
– технологиями реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на основе опыта разрешения педагогических ситуаций;
– навыками мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности;
– навыками обеспечения информационной основы образовательной деятельности.
В результате освоения программы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Общие компетенции:
– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
– осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
– использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
– работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
– ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
– осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
– строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Общекультурные компетенции:
– умение логически верно строить устную и письменную речь, использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности;
– владение культурой общения; культурой межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т.д.), различными способами вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
– владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в процессе педагогической работы с детьми;
– умение бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
– знание технологий построения публичного выступления, приемов привлечения и удержания внимания;
– уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Специальные компетенции:
– способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей школьного возраста;
– способность конструировать содержание образования и воспитания детей школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Профессиональные компетенции:
– способность реализовывать программы базовых и элективных курсов в работе с детьми разных возрастов;
– готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательной организации;
– способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
– способность организовывать сотрудничество воспитанников.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» составляет 144 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.