1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности в образовательной организации в рамках реализации ФГОС» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 5 мая 2018 г.
- Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.2 Цель реализации программы
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области содержания и методики преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей и взрослых в образовательных организациях.
Объекты профессиональной деятельности:
– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей и взрослых в условиях и внедрения ФГОС;
– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения детей и взрослых в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.
Эта программа рассчитана для первичного ознакомления школьников с финансовой деятельностью и получения начальных финансовых знаний. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в финансовую деятельность.
Для реализации данной программы ознакомительного уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области финансов. Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования.
1.4. Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся в рамках реализации ФГОС относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень
квалификации |
наименование | код | уровень
(подуровень) квалификации |
А | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам*(3) | 6 | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | А/01.6 | 6.1 |
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/02.6 | 6.1 | |||
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания*(4) | А/03.6 | 6.1 | |||
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | А/04.6 | 6.1 | |||
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/05.6 | 6.2 | |||
В | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | В/01.6 | 6.3 |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | В/02.6 | 6.3 | |||
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | В/03.6 | 6.3 | |||
С | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | С/01.6 | 6.2 |
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | С/02.6 | 6.3 | |||
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | С/03.6 | 6.3 |
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности, а именно
знать: основные принципы системно-деятельностного подхода, технологии и методики преподавания финансовой грамотности; современные методы и технологии обучения по финансовой грамотности техники и приемы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в области финансовой грамотности; отечественный и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности обучающихся.
уметь: разрабатывать разноуровневые задания по финансовой грамотности с учётом индивидуальных особенностей обучающихся для разных возрастных групп; конструировать современное учебное занятие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их запросов и интересов; организовывать различные виды урочной и внеурочной деятельности по курсу финансовой грамотности; осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; отбирать оптимальные методы, средства обучения и развития обучающихся на основе анализа учебной деятельности и с учетом современных тенденций и педагогических задач.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– руководящих и педагогических работников общего и дополнительного образования;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся в рамках реализации ФГОС составляет» 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.