Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности в образовательной организации в рамках реализации ФГОС

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1 Нормативные основания для разработки программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности в образовательной организации в рамках реализации ФГОС» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  1. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 5 мая 2018 г.
  5. Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

1.2 Цель реализации программы

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области содержания и методики преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся.

 

1.3 Область профессиональной деятельности

 

Областью профессиональной деятельности является воспитание и обучение детей и взрослых в образовательных организациях.

Объекты профессиональной деятельности:

– задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей и взрослых в условиях и внедрения ФГОС;

– задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам обучения детей и взрослых в условиях модернизации системы основного общего и среднего общего образования в рамках ФГОС.

Эта программа рассчитана для первичного ознакомления школьников с финансовой деятельностью и получения начальных финансовых знаний. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в финансовую деятельность.

Для реализации данной программы ознакомительного уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области финансов. Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования.

 

1.4. Виды экономической деятельности

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся в рамках реализации ФГОС относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

 

код ОКВЭД Наименование вида экономической деятельности
85.12 Образование начальное общее
          85.13 Образование основное общее
        85.14 Образование среднее общее
        85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

 

1.5 Уровень квалификации

 

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых выпускник должен соответствовать 6-ому уровню квалификации.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень

квалификации

наименование код уровень

(подуровень)

квалификации

А Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам*(3) 6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы А/01.6 6.1
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы А/02.6 6.1
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания*(4) А/03.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы А/04.6 6.1
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы А/05.6 6.2
В Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых В/01.6 6.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования В/02.6 6.3
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ В/03.6 6.3
С Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий С/01.6 6.2
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых С/02.6 6.3
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности С/03.6 6.3

 

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности, а именно

 знать: основные принципы системно-деятельностного подхода, технологии и методики преподавания финансовой грамотности; современные методы и технологии обучения по финансовой грамотности техники и приемы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в области финансовой грамотности; отечественный и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности обучающихся.

уметь: разрабатывать разноуровневые задания по финансовой грамотности с учётом индивидуальных особенностей обучающихся для разных возрастных групп; конструировать современное учебное занятие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их запросов и интересов; организовывать различные виды урочной и внеурочной деятельности по курсу финансовой грамотности; осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; отбирать оптимальные методы, средства обучения и развития обучающихся на основе анализа учебной деятельности и с учетом современных тенденций и педагогических задач.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

– руководящих и педагогических работников общего и дополнительного образования;

– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Педагогическое образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

 

1.8 Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся в рамках реализации ФГОС составляет» 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.

 

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

– с отрывом от работы;

– без отрыва от работы;

– с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.