1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные технологии организации занятий по курсу «Шахматы» в начальной, основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.09.2010 № 966/1009«Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015 № 1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785).
- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 17.05.2018 № 47-13-9401/18 «О ведении обучения шахматам в образовательных организациях в 2018-2019 учебном году».
1.2 Цель реализации программы
Целью Программы является развитие общекультурных, юридических, профессиональных и специальных компетентностей педагогических работников начальной школы.
Обучение направлено на развитие общекультурных компетентностей. Педагогический работник:
- познакомится с ролью и местом шахмат в мировой культуре;
- узнает о выдающихся деятелях науки и искусства, высоко ценивших шахматы и умевших хорошо играть в них;
- а также узнает о знаменитых шахматистах, достигших высот в области науки и искусства.
Обучение направлено на развитие юридических компетентностей.
Педагогический работник:
- познакомится с законодательными и нормативными документами Министерства образования и науки;
- изучит нормативные акты регионального органа образования.
Обучение направлено на развитие профессиональных компетентностей. Педагогический работник:
- освоит принципы личностно-ориентированного обучения младших
школьников;
- овладеет методикой тестирования младших школьников;
- познакомится с технологией составления подгрупп учащихся с одинаковыми личностными характеристиками.
Обучение направлено на развитие специальных компетентностей в
области шахматного образования. Педагогический работник:
- научится играть в шахматы в объеме, достаточном для проведения занятий по курсу шахматного образования;
- изучит технологию организации шахматных мероприятий в конкретном образовательном учреждении (организации);
- пройдет тренинг по проведению шахматных турниров.
Обучение слушателей по данной Программе будет способствовать:
- совершенствованию юридических компетентностей в части законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования и воспитания младших школьников;
- внедрению федеральных государственных образовательных стандартов;
- росту профессионального уровня, продуктивности и качества труда педагогических работников начальной школы;
- повышению качества использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;
- использованию в процессе обучения младших школьников современных методик развития личности ребёнка;
- притоку в систему школьного дополнительного образования молодых
профессиональных кадров;
- повышению уровня инновационной активности и творческой инициативы педагогических работников начальной школы;
- широкому использованию современных образовательных методик и
технологий;
- расширению диапазона и повышению доступности качественных образовательных ресурсов в сфере школьного дополнительного образования;
- повышению качества и социального статуса школьного дополнительного образования;
- укреплению триады «семья – ребенок – школа».
1.3 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные технологии организации занятий по курсу «Шахматы» в начальной, основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
код ОКВЭД | Наименование вида экономической деятельности |
85.12 | Образование начальное общее |
85.13 | Образование основное общее |
85.14 | Образование среднее общее |
1.4 Планируемые результаты обучения
В результате освоения Программы педагогический работник должен приобрести следующие знания, выработать умения и овладеть навыками для совершенствования свей педагогической компетентности:
знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие общеобразовательную, развивающую познавательные способности и оздоровительную деятельность школьников; цели, задачи, структуру и основные понятия шахматного образования школьников; современные тенденции развития шахматного образования школьников; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках шахматного образования школьников; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в теории шахмат и шахматного образования школьников, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность; технологию проведения сеансов одновременной игры и проведения турниров по круговой системе.
уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии
с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования; разрабатывать авторские учебные программы по курсу шахматного образования школьников; разрабатывать методические и дидактические материалы по курсу шахматного образования младших школьников всех трех модулей (уровней обучения): Азбучные истины, Базовые истины и Заключительные истины; подбирать учебную и учебно-методическую литературу по шахматному образованию, рекомендовать школьникам (их родителям) дополнительные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в области шахматного образования младших школьников; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов по курсу шахматного образования школьников, в том числе – сеансы одновременной игры и турниры.
владеть: основами современных методик и технологиями шахматного образования, в том числе методиками комплексного подхода к школьному дополнительному образованию, развитию познавательных способностей и становлению спортивных навыков у младших школьников; навыками использования системно – деятельностного, компетентностного подхода к обучению младших школьников по программе шахматного образования; приемами и технологиями развития у младших школьников внимания, памяти, логического мышления, абстрактного воображения, познавательных интересов и потребностей; умениями применять методы и формы оценки образовательных достижений младших школьников; навыками создания социально-делового, творческого и психолого-
педагогического партнерства; приемами разыгрывания стандартных положений в миттельшпиле и эндшпиле.
1.5 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– педагогических работников общеобразовательных организаций;
– лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
– лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
– лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.6 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные технологии организации занятий по курсу «Шахматы» в начальной, основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.7 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.