1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
1.2 Цель реализации программы
Настоящая программа имеет целью формирование и совершенствование у обучающихся компетенций, необходимых для содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, снижение напряженности на рынке труда, оказание услуг в сфере занятости населения.
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки по направлению «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения», реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» представляет комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к реализации следующих видов профессиональной деятельности: представляют работодателя по вопросам подбора рабочей силы и кадровой политики, оказание психологической помощи безработным, деятельность, связанная с социальной поддержкой безработных граждан, управление общими вопросами, касающимися занятости рабочей силы; реализация мероприятий, связанных с политикой регионального развития, например по уменьшению безработицы, подготовка к определенному виду деятельности лиц с физическими или умственными недостатками, с ограниченным обучением.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» относится к следующим видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Содействие гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников и осуществление социальных выплат и финансовой поддержки | 6 | Содействие в поиске подходящей работы | A/01.6 | 6 |
Содействие работодателям в подборе необходимых работников; реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения | A/02.6 | 6 | |||
Организация оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства граждан | A/03.6 | 6 | |||
Содействие самозанятости безработных граждан | A/04.6 | 6 | |||
Осуществление социальных выплат и финансовой поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными | A/05.6 | 6 | |||
Информирование об услугах, оказываемых центром занятости населения (ЦЗН), и о положении на рынке труда в субъектах Российской Федерации | A/06.6 | 6 | |||
Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) | A/07.6 | 6 |
1.6 Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать и уметь:
Трудовая функция | Необходимые знания | Необходимые умения |
A/01.6
Содействие в поиске подходящей работы |
Нормативные правовые акты в области занятости населения федерального и регионального уровней | Выявлять мотивацию обращения граждан в ЦЗН и определять перечень необходимых услуг |
Региональные программы содействия занятости населения | Выстраивать эффективное взаимодействие с гражданами, специалистами ЦЗН | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах общероссийского и регионального рынка труда | Делать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться | |
Данные мониторинга общероссийского и регионального рынка труда | Программировать процесс общения и управлять процессом общения | |
Формы, методы и порядок оказания услуг | Учитывать в общении с гражданами их возрастные социально-психологические особенности | |
Меры по защите информации (защите персональных данных) | Получать персональные данные гражданина, обратившегося в ЦЗН, и соотносить их с потребностями рынка труда | |
Типы и характеристики граждан – получателей услуг | Учитывать в общении с инвалидами при оказании им госуслуг имеющихся у них ограничений жизнедеятельности | |
Особенности предоставления услуг по поиску подходящей работы инвалидам | Обрабатывать и хранить персональные данные граждан | |
Этика делового общения | Изучать и внедрять в практику личной работы передовой отечественный и зарубежный опыт организации трудоустройства | |
Основы социальной и практической психологии | Выполнять работы с применением современных информационных технологий | |
Правила работы на персональном компьютере, с оргтехникой с и используемым программным обеспечением | Использовать современную оргтехнику и средства коммуникации | |
Правила работы со служебной информацией | Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в ЦЗН | |
Порядок ведения учета и оформления необходимой документации, составления отчетности, номенклатура дел | ||
A/02.6
Содействие работодателям в подборе необходимых работников; реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения |
Нормативные правовые акты в области занятости населения федерального и регионального уровней | Выстраивать эффективное взаимодействие с работодателями, объединениями работодателей, представителями исполнительных органов государственной власти, социальными партнерами |
Региональные программы содействия занятости населения | Фиксировать, обобщать и систематизировать поступающую информацию от работодателей и граждан | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах общероссийского и регионального рынка труда | Обрабатывать персональные данные работодателей | |
Формы, методы и порядок проведения работ при предоставлении услуг | Осуществлять проверку поступившей информации от работодателей и граждан | |
Данные мониторинга общероссийского и регионального рынка труда | Вносить полученную информацию в регистры получателей госуслуг | |
Этика делового общения | Выполнять работы с применением современных информационных технологий | |
Правила работы на персональном компьютере, с оргтехникой и используемым программным обеспечением | Использовать современную оргтехнику и средства коммуникации | |
Правила работы со служебной информацией | Оформлять информационные и методические материалы для граждан и работодателей | |
Порядок ведения учета и оформления необходимой документации, составления отчетности, номенклатура дел | Работать с документами и составлять отчеты по итогам осуществления деятельности | |
A/03.6
Организация оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства граждан |
Нормативные правовые акты в области занятости населения федерального и регионального уровней | Выявлять мотивацию обращения граждан в ЦЗН и определять перечень необходимых услуг |
Региональные программы содействия занятости населения | Выстраивать эффективное взаимодействие с обратившимися в ЦЗН | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах общероссийского и регионального рынка труда | Делать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться | |
Данные мониторинга общероссийского и регионального рынка труда | Программировать процесс общения и управлять им | |
Формы, методы и порядок оказания услуг | Получать персональные данные гражданина, обратившегося в ЦЗН, и соотносить их с потребностями рынка труда | |
Меры по защите информации (защите персональных данных) | Обрабатывать и хранить персональные данные граждан | |
Типы и характеристики граждан – получателей услуг | Выполнять работы с применением современных информационных технологий | |
Этика делового общения | Использовать современную оргтехнику и средства коммуникации | |
Основы социальной и практической психологии | Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в ЦЗН | |
Правила работы на персональном компьютере, с оргтехникой и используемым программным обеспечением | ||
Правила работы со служебной информацией | ||
Порядок ведения учета и оформления необходимой документации, составления отчетности, номенклатура дел | ||
A/04.6
Содействие самозанятости безработных граждан |
Нормативные правовые акты в области занятости населения федерального и регионального уровней | Выявлять мотивацию обращения граждан в ЦЗН и определять перечень необходимых услуг |
Региональные программы содействия занятости населения | Выстраивать эффективное взаимодействие с обратившимися в ЦЗН | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах общероссийского и регионального рынка труда | Делать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться | |
Данные мониторинга общероссийского и регионального рынка труда | Программировать процесс общения и управлять им | |
Формы, методы и порядок оказания услуг | Получать персональные данные гражданина, обратившегося в ЦЗН, и соотносить их с потребностями рынка труда | |
Меры по защите информации (защите персональных данных) | Обрабатывать и хранить персональные данные граждан | |
Типы и характеристики граждан – получателей услуг | Выполнять работы с применением современных информационных технологий | |
Этика делового общения | Использовать современную оргтехнику и средства коммуникации | |
Основы социальной и практической психологии | Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в ЦЗН | |
Правила работы на персональном компьютере, с оргтехникой и используемым программным обеспечением | ||
Правила работы со служебной информацией | ||
Порядок ведения учета и оформления необходимой документации, составления отчетности, номенклатура дел | ||
A/05.6
Осуществление социальных выплат и финансовой поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными |
Нормативные правовые акты в области занятости населения федерального и регионального уровней | Планировать бюджетные средства на осуществление социальных выплат и финансовой поддержки с учетом ситуации на рынке труда |
Региональные программы содействия занятости населения | Рассчитывать размер социальных выплат и финансовой поддержки | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах общероссийского и регионального рынка труда | Выполнять работы с применением современных информационных технологий | |
Формы, методы и порядок проведения работ при предоставлении услуг | Использовать современную оргтехнику и средства коммуникации | |
Правила расчета размера социальных выплат и финансовой поддержки | Вносить информацию о социальных выплатах и финансовой поддержке в базы данных | |
Этика делового общения | Обрабатывать информацию получателей социальных выплат и финансовой поддержки | |
Правила работы на персональном компьютере, с оргтехникой и используемым программным обеспечением | Оформлять информационные материалы для стендов, буклеты по вопросам осуществления социальных выплат | |
Правила работы со служебной информацией | Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в ЦЗН | |
Порядок ведения учета и оформления необходимой документации, составления отчетности, номенклатура дел | ||
A/06.6
Информирование об услугах, оказываемых ЦЗН, и о положении на рынке труда в субъектах Российской Федерации |
Нормативные правовые акты в области занятости населения федерального и регионального уровней | Анализировать статистические данные, устные, письменные и электронные обращения граждан в ЦЗН |
Региональные программы содействия занятости населения | Согласовывать с гражданином и конкретизировать цели оказания услуг ЦЗН | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах общероссийского и регионального рынка труда | Проводить беседы (лекции) с гражданами о ситуации на рынке труда | |
Формы, методы и порядок проведения работ при предоставлении услуг | Учитывать в общении с инвалидами при оказании им услуг по содействию занятости имеющихся у них ограничений жизнедеятельности | |
Особенности предоставления услуг по информированию инвалидов об услугах, оказываемых ЦЗН | Вносить полученную информацию в базы данных госуслуг | |
Основы взаимодействия со СМИ | Выполнять работы с применением современных информационных технологий | |
Этика делового общения | Использовать современную оргтехнику и средства коммуникации | |
Основы социальной и практической психологии | Оформлять информационные материалы для СМИ, буклеты, брошюры, листовки, стенды по вопросам услуг, программам и мерам социальной поддержки | |
Правила работы на персональном компьютере, с оргтехникой и используемым программным обеспечением | Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в ЦЗН | |
Правила работы со служебной информацией | ||
Порядок ведения учета и оформления необходимой документации, составления отчетности, номенклатура дел | ||
A/07.6
Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) |
Нормативные правовые акты в области занятости населения федерального и регионального уровней | Проверять, обобщать и систематизировать поступившую информацию от граждан и работодателей |
Региональные программы содействия занятости населения | Вносить полученную информацию в регистры в соответствии с требованиями программного обеспечения | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах общероссийского и регионального рынка труда | Обрабатывать персональные данные граждан и работодателей | |
Формы, методы и порядок проведения работ при предоставлении услуг | Производить анализ и систематизировать поступающую информацию от граждан и работодателей | |
Этика делового общения | Выполнять работы с применением современных информационных технологий | |
Правила работы на персональном компьютере, с оргтехникой и используемым программным обеспечением | Использовать современную оргтехнику и средства коммуникации | |
Правила работы со служебной информацией | Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в ЦЗН | |
Требования охраны труда и пожарной безопасности | ||
Порядок ведения учета и оформления необходимой документации, составления отчетности, номенклатура дел |
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
– работников в области занятости населения;
– лиц, имеющих высшее образование (бакалавриат) или среднее образование, среднее профессиональное образование.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения» составляет 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 2 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.