1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Нормативные основания для разработки программы
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» разработана на основании и в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 г.
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от №691н. «Специалист по управлению персоналом», утвержденного 06.10.2015.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1461 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата)» от 14.11.2015 г.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» от 06.10.2015 г.
- Приказ Росстандарта N 14-ст., от 31.01.2014 Версия классификатора ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), вступил в силу 11.06.16.
1.2 Цель реализации программы
Основной целью реализации программы является приобретение новой квалификации, необходимой для эффективного осуществления нового вида профессиональной деятельности, формирование и (или) совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций для решения практических вопросов и основных задач управления персоналом.
В соответствии с указанной целью основными задачами реализации программы являются следующие:
- формирование у слушателей знаний о влиянии рыночных условий и многообразие организационно-правовых форм предприятий на кадровую политику и процесс планирования персонала;
- формирование знаний о влиянии психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников;
- формирование практических навыков по найму, оценке, аудита и учета персонала, а также его профориентации, адаптации и аттестации;
- развитие умений по регулированию трудовых отношений, управлению занятостью, организационной культурой, конфликтами и стрессами;
- формирование знаний по развитию кадров посредством обучения, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку, стажировки, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управления кадровым резервом;
- формирование теоретических знаний и практических навыков по мотивированию и стимулированию персонала;
- формирование навыков по внедрению результатов психологических исследований в практику.
- формирование умений и навыков проведения психологического консультирования и бизнес-тренинга.
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» (ДПП), реализуемая НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-Ресурс» (УЦ), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Программа содержит учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, оценочные и методические материалы.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является решение кадровых проблем в организации, максимальное задействование потенциала работника для достижения поставленной организацией целей.
1.4 Виды экономической деятельности
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» относится к всем видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
1.5 Уровень квалификации
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» слушатели должны соответствовать 6-ому уровню квалификации, характеризующемуся нижеперечисленными показателями и соответствующими требованиями.
Показатели уровней квалификации | Описание требований |
Полномочия и ответственность | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
Характер умений | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. |
Характер знаний | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных.
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. |
1.6 Планируемые результаты обучения
По окончанию освоения программы обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- Общекультурными компетенциями:
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного взаимодействия;
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способностью к самоорганизации и самообразованию
2.Общепрофессиональными компетенциями:
- знанием основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации;
- способностью анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации;
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения;
- готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
- способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты;
- способностью осуществлять деловое общение (публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
3.Профессиональными компетенциями:
организационно-управленческая и экономическая деятельность:
- знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике;
- знанием основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике;
- знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике;
- знанием основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умение применять их на практике;
- способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике;
- знанием основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умением применять их на практике;
- знанием целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владением навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала;
- знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала;
- знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;
- знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры.
Информационно-аналитическая деятельность:
- владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации;
- владением навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и умением применять их на практике;
- знанием основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных, стандартов в области управления персоналом, умением составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях);
- владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала, навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области управления персоналом, а также навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала;
- умением оценить эффективность аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала;
- знанием основ оценки качества обучения, управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике;
- знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике;
- способностью применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации;
- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
- владением методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом;
- знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций.
Социально-психологическая деятельность:
- владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации, способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации;
- знанием основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике;
- способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;
- владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике, умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации;
- владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовностью транслировать их своим коллегам, обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.
Проектная деятельность:
- знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом, способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию инновационных проектов в области управления персоналом;
- способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, знанием технологии преодоления локального сопротивления изменениям и умением использовать их на практике.
- знать: современную теорию и практику управления персоналом в России и за рубежом; принципы разработки кадровой стратегии и политики в организации; современные правила и процедуры формирования службы управления персоналом на предприятии; основные подходы к оценке экономической и социальной эффективности деятельности службы управления персоналом.
- уметь: определять количественную и качественную потребность в персонале; проводить оценку пригодности кандидатов на вакантные должности посредством применения различных методов отбора; разрабатывать и реализовывать мотивационную политику на предприятии; использовать различные методы организации, обучения и развития персонала; проводить оценку деятельности работников и планировать карьеру.
- владеть: методами принятия обоснованных управленческих решений при разработке и обосновании кадровой политики организации; навыками использования современных методов и приемов анализа для изучения проблем управления персоналом, оценки эффективности кадровой работы.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для: руководителей и специалистов подразделений управления кадрами и трудовыми отношениями; руководители и специалисты служб управления персоналом и кадровых служб; специалисты по управлению персоналом с небольшим опытом работы; лица, имеющие высшее образование и желающие получить дополнительное профессиональное образование для осуществления функций в области управления персоналом.
1.8 Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость за весь период обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» составляет 256 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, в том числе итоговую аттестацию – 4 часа, согласно календарному учебному графику.
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.